После демонтажа устанавливаем двигатель на стенд для разборки

Снимаем генератор, головку блока цилиндров, маховик, масляный фильтр

Накидным ключом на 17 отворачиваем два болта 1 нижнего крепления, а ключом на 13 — болт 2 верхнего крепления кронштейна передней правой опоры силового агрегата.

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21114

Снимаем кронштейн

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21114

Головкой на 13 отворачиваем три болта крепления кронштейна генератора.

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21114

Снимаем кронштейн генератора.

Снимаем поддон картера двигателя

Снимаем маслоприемник (см. Снятие маслоприемника) и масляный насос (см. Снятие и разборка масляного насоса).

Отвернув ключом на 10 два болта крепления подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости к блоку цилиндров, снимаем трубу и ее уплотняющую прокладку.

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21114

Головкой на 10 отворачиваем шесть болтов крепления держателя сальника

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21114

Снимаем держатель заднего сальника

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21114

Соединение держателя сальника и блока цилиндров уплотнено прокладкой

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21114

Головкой на 14 отворачиваем две гайки болтов крепления крышки шатуна (шатун при этом должен находиться в НМТ)

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21114

Постучав по боковым поверхностям крышки шатуна молотком с пластмассовым (или из мягкого металла) наконечником

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21114

Снимаем крышку шатуна

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21114

Вынимаем из крышки вкладыш шатунного подшипника

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21114

Упираясь деревянной рукояткой молотка в торцы стержней шатунных болтов, сдвигаем нижнюю головку шатуна с шейки коленчатого вала

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21114

Вынимаем поршень с шатуном из цилиндра.

Вынимаем из нижней головки шатуна вкладыш шатунного подшипника.

Аналогично извлекаем поршни с шатунами из других цилиндров.

Если детали шатунно-поршневой группы не повреждены и мало изношены, то могут быть снова использованы.

Поэтому при разборке нужно пометить детали, чтобы при последующей сборке они были установлены на свои места.

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21114

Пальцами рук осторожно (не прилагая большого усилия) разжимаем замок верхнего компрессионного кольца

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21114

Вынимаем кольцо из канавки поршня. Так же точно снимаем нижнее компрессионное кольцо.

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21114

Разжав замок, снимаем маслосъемное кольцо

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21114

Снимаем расширитель маслосъемного кольца.

Для снятия поршня с шатуна поддеваем отверткой стопорное кольцо поршневого пальца и извлекаем его из кольцевой канавки бобышки поршня.

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21114

Таким же образом вынимаем другое стопорное кольцо поршневого пальца

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21114

Оправкой выталкиваем поршневой палец и снимаем поршень с верхней головки шатуна

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21114

Так же снимаем остальные поршни

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21114

Головкой на 17 отворачиваем два болта крепления крышки коренного подшипника коленчатого вала.

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21114

Снимаем крышку коренного подшипника.

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21114

Вынимаем из крышки нижний вкладыш коренного подшипника коленчатого вала.

Таким же образом снимаем еще четыре крышки коренных подшипников коленчатого вала.

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21114

Вынимаем коленчатый вал из блока цилиндров и затем вынимаем два упорных полукольца коленчатого вала (показаны стрелками) из проточек опоры третьего коренного подшипника (в блоке цилиндров).

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21114

Вынимаем из опор блока цилиндров верхние вкладыши коренных подшипников коленчатого вала.

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21114

Остро заточенным инструментом удаляем остатки герметика с привалочной плоскости блока цилиндров под поддон картера

Удаляем остатки прокладки головки блока цилиндров.

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21114

Очищаем привалочные плоскости блока цилиндров под трубу насоса охлаждающей жидкости и держателя заднего сальника коленчатого вала.

После разборки двигателя тщательно промываем и очищаем от нагара детали цилиндропоршневой группы для проверки их технического состояния.

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21114

Для определения износа цилиндра нутромером измеряем диаметр цилиндра в четырех поясах (на расстоянии 8, 15, 50, и 90 мм от верхней плоскости блока цилиндров) и в двух направлениях (параллельном и перпендикулярном оси коленчатого вала).

В зоне первого пояса (до 8 мм) цилиндр практически не изнашивается. Поэтому по разности замеров в первом и остальных поясах можно определить износ цилиндра.

Если износ цилиндров превышает 0,15 мм, необходимо расточить и отхонинговать цилиндры до ремонтного (увеличенного на 0,4 или 0,8 мм) размера.

Для определения износа юбки поршня микрометром измеряем ее диаметр в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, на расстоянии 55 мм от днища поршня

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21114

 Микрометром измеряем диаметры всех коренных и шатунных шеек коленчатого вала в двух диаметрально противоположных плоскостях.

Шейки коленчатого вала шлифуем до ближайшего ремонтного размера, если износ или овальность больше 0,03 мм, а также, если на шейках есть задиры и риски.

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21114

После шлифования шеек коленчатого вала необходимо удалить заглушки масляных каналов.

Затем тщательно промываем и продуваем сжатым воздухом каналы для удаления остатков абразива.

Шлифовку шеек коленчатого вала, удаляем и устанавливаем заглушки.

Собираем двигатель в обратной последовательности.

Устанавливаем новые вкладыши коренных подшипников коленчатого вала номинального или ремонтного размера (после шлифовки шеек вала).

Вкладыши с проточкой на рабочей поверхности устанавливаем в опоры блока цилиндров, а без проточки — в крышки коренных подшипников.

Смазываем вкладыши моторным маслом и укладываем в опоры блока цилиндров коленчатый вал.

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21114

Вставляем в проточки опоры третьего коренного подшипника упорные полукольца, смазанные моторным маслом.

Поверхности полуколец с антифрикционным покрытием (на них выполнены пазы) должны быть обращены к упорным поверхностям коленчатого вала.

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21114

Устанавливаем крышки коренных подшипников в соответствии с метками, нанесенных на их наружной поверхности (счет крышек ведется со стороны привода ремня ГРМ).

При установке ориентируем крышки так, чтобы метки них располагались ближе к передней стороне блока цилиндров (сторона крепления генератора).

При этом замки верхнего и нижнего вкладышей каждого коренного подшипников располагаются с одной стороны.

Метки на крышках коренных подшипников

Затягиваем болты крепления крышек коренных подшипников моментом 68 – 84 Нм.

Поршни к цилиндрам подбирают по классам диаметров цилиндр и юбок поршней.

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21114

Класс диаметра каждого цилиндра (обозначенный в нашем случае буквой «С») клеймится напротив цилиндра на нижней плоскости блока (плоскость крепления поддона картера).

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21114

Класс поршня по диаметру юбки наносится на днище поршня. На двигатель устанавливаются поршни одного класса по массе.

Маркировка на днище поршня:

  • - d– класс поршня по диаметру отверстия под палец;
  • - C– класс диаметра юбки поршня;
  • - ↓ - при установке поршня в цилиндр, стрелка должна быть направлена в сторону привода ГРМ;
  • - Г – класс поршня по массе.

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21114

Маркировка классов шатуна по массе и диаметру отверстия под поршневой палец наносится на крышке шатуна.

Маркировка на крышке шатуна:

  • - H – класс шатуна по массе;
  • - 2 – класс шатуна по диаметру отверстия под поршневой палец.

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21114

Перед сборкой шатунно-поршневой группы из новых деталей необходимо подобрать пальцы к поршням и шатунам.

Класс поршня и шатуна по диаметру отверстий под палец должен соответствовать классу диаметра пальца.

Правильно подобранный поршневой палец, смазанный моторным маслом, должен входить в отверстие верхней головки шатуна с усилием нажатия большим пальцем руки и не выпадать из него при вертикальном положении.

При сборке поршня с шатуном ориентируем их так, чтобы при установке в цилиндр, выбитый на шатуне порядковый номер, располагался ближе к задней стенке блока цилиндров (на которой расположен масляный фильтр).

Перед установкой поршневых колец на поршень необходимо проверить тепловые зазоры в замках колец.

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21114

Для этого вставляем поршневое кольцо в тот цилиндр, в который оно будет установлено при сборке и выравниваем кольцо днищем поршня.

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21114

Набором плоских щупов проверяем зазор в замке поршневого кольца.

Зазор должен быть равен 0,25 - 0,45 мм. Предельно допустимый зазор при износе 1 мм.

Смазываем моторным маслом канавки на поршнях под поршневые кольца. Устанавливаем кольца на поршни.

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21114

Нижнее компрессионное кольцо устанавливаем проточкой («скребком») вниз.

Если на кольце нанесена метка «ВЕРХ» или «ТОР», кольцо располагаем меткой вверх. Располагаем кольца следующим образом:

  • — замок верхнего компрессионного кольца ориентируем под углом около 45˚ к оси поршневого пальца;
  • — замок нижнего компрессионного кольца — под углом 180˚ к оси замка верхнего кольца;
  • — замок маслосъемного кольца — под углом 90˚ к оси замка верхнего компрессионного кольца.

При установке маслосъемного кольца стык расширителя располагаем со стороны, противоположной замку кольца.

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21114

Перед установкой поршня в цилиндр надеваем на поршень регулируемую оправку и, стягивая оправку, сжимаем поршневые кольца.

Устанавливаем поршень с шатуном в цилиндр. При этом шатунная шейка коленчатого вала данного цилиндра должна находиться положении НМТ.

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21114

Упираясь рукояткой молотка в днище поршня, проталкиваем его в цилиндр.

Сняв оправку, досылаем рукояткой молотка поршень в цилиндр до упора.

При этом контролируем посадку вкладыша нижней головки шатуна на шейку коленчатого вала.

Разборка и сборка двигателя ВАЗ-21114

При установке крышки шатуна порядковые номера на шатуне и крышке должны совпадать и располагаться с одной стороны шатуна

Дальнейшую сборку двигателя проводим в обратной последовательности.