СВЯЗЬ МЕЖДУ ЭБУ СИСТЕМЫ ВПРЫСКА И ЭБУ КЛИМАТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ

Управление климатической установкой осуществляют несколько ЭБУ.

В функции ЭБУ системы впрыска входит:

– управление холодопроизводительностью на основании запросов из салона и значения давления в контуре;

– определение потребляемой компрессором кондиционера мощности исходя из значения давления в контуре;

– выдача разрешений на управление электровентилятором системы охлаждения двигателя в зависимости от скорости автомобиля и давления в контуре;

– выдача разрешения и запрещения на включение компрессора. При включении кондиционера, панель управления климатической установки запрашивает разрешение на включение компрессора кондиционера.

ЭБУ системы впрыска разрешает или не разрешает:

– работу компрессора кондиционера;

– работу электровентилятора системы охлаждения двигателя;

– переход двигателя на холостой ход. Управляющие команды на включение электровентилятора системы охлаждения двигателя и компрессора поступают от ЭБУ системы впрыска по мультиплексной сети. Команды вырабатываются на основании информации о работе климатической установки, а также с учетом температуры охлаждающей жидкости и скорости автомобиля. Напряжение питания подается на электровентилятор и компрессор от блока защиты и коммутации.

Информация, используемая ЭБУ климатической установки, передается по мультиплексной сети:

– контакт 4 АА – линия мультиплексной сети «CAN HIGH»;

– контакт 3 АА – линия мультиплексной сети «CAN LOW». ЭБУ системы впрыска получает информацию от датчика давления хладагента по контактам:

– в J3 сигнал датчика давления хладагента;

– в J2 «+» электропитания 5 В датчика давления хладагента;

– в К2 «масса» датчика давления хладагента.

АЛГОРИТМ ВКЛЮЧЕНИЯ КОМПРЕССОРА КОНДИЦИОНЕРА.

В определенные периоды работы ЭБУ системы впрыска запрещает работу компрессора кондиционера. Алгоритм поддержания динамических характеристик двигателя при трогании на подъеме. Чтобы облегчить трогание автомобиля на подъеме, работа компрессора кондиционера запрещается на 20 с. Алгоритм защиты от превышения максимально допустимой частоты вращения коленчатого вала двигателя. Компрессор кондиционера останавливается в следующих случаях:

– мгновенная частота вращения коленчатого вала превышает 6300 мин–1;

– постоянная частота вращения коленчатого вала превышает 5760 мин–1 в течение более 10 с.

Алгоритм защиты от перегрева. Компрессор не работает, если температура охлаждающей жидкости выше 115 °С при высокой частоте вращения коленчатого вала и большой нагрузке на двигатель.

Условия включения:

– при оборотах двигателя выше 4512 мин–1 и давлении во впускном коллекторе ниже 700 Мбар.

Условия выключения:

– по истечении временной задержки в 10 с выполняются реализуется функция централизованного управления температурой охлаждающей жидкости.

ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ БЛОКА ДРОССЕЛЬНОЙ ЗАСЛОНКИ

Блок дроссельной заслонки обеспечивает регулирование холостого хода и изменение количества воздуха, поступающего в двигатель. Блок состоит из электродвигателя и потенциометрического датчика положения дроссельной заслонки с двумя токопроводящими дорожками. На холостом ходу положение дроссельной заслонки устанавливается в зависимости от заданной частоты вращения холостого хода, которая зависит от количества включенных мощных потребителей электроэнергии (кондиционер) и условий работы двигателя (температуры воздуха и охлаждающей жидкости). При нажатии на педаль акселератора дроссельная заслонка открывается на соответствующий угол. Вместе с тем, в целях улучшения удобства вождения открытие дроссельной заслонки не прямо пропорционально управляющему воздействию водителя. Чтобы исключить рывки, облегчить переключение передач и обеспечить безопасность, блок дроссельной заслонки позволяет изменять крутящий момент двигателя.

РЕЗЕРВНЫЕ РЕЖИМЫ БЛОКА ДРОССЕЛЬНОЙ ЗАСЛОНКИ

Существуют четыре резервных режима блока дроссельной заслонки.

1. Режим ограничения динамических показателей

Этот режим применяется при неисправностях в электрических цепях, для которых существует безопасное решение, пригодное для системы впрыска (неисправность одной из двух токопроводящих дорожек датчика положения педали акселератора или блока дроссельной заслонки). При этом режиме ограничиваются разгонные характеристики и максимальное открытие дроссельной заслонки (максимальная скорость 90 км/ч – для автомобилей с механической коробки передач и 100 км/ч – для автомобилей с АКП.

2. Режим утраты управляющих воздействий водителя

Этот режим называют также «резервное электрическое положение. Данный режим применяется при полном отсутствии информации о положении педали акселератора, но при этом ЭБУ системы впрыска продолжает контролировать наполнение воздухом цилиндров двигателя (привод дроссельной заслонки остается управляемым). В этом режиме ЭБУ системы впрыска устанавливает заданные положения педали акселератора для каждой передачи и переводит двигатель на холостой ход при нажатии на педаль тормоза. В этом случае максимальная частота вращения коленчатого вала при нейтральном положении КП ограничивается до 2500 мин–1.

3. Режим резервного механического положения

Этот режим применяется при неисправностях, приводящих к потере управляемости дроссельной заслонки (привод заслонки не действует). В этом случае дроссельная заслонка находится в положении механического покоя, ЭБУ системы впрыска ограничивает частоту вращения коленчатого вала путем прекращения впрыска и крутящий момент – за счет отключения цилиндров (прекращение зажигания и впрыска) в зависимости от положения педали акселератора. В результате максимальная частота коленчатого вала в режиме полной нагрузки или при нейтральном положении КП остается равной 2500 мин–1.

4. Режим отслеживания положения педали

В случае утраты информации о давлении во впускном коллекторе степень открытия дроссельной заслонки прямо пропорциональна положению педали акселератора. ПРИМЕЧАНИЕ При переходе на любой из этих режимов на щитке приборов загорается сигнальная лампа неисправности системы впрыска.