ОСОБЫЕ СЛУЧАИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВИБРАЦИЙ

Возможной причиной вибраций является дефект конструкции шин. Такой дефект внешне незаметен. Для его выявления необходимо выполнить соответствующую проверку.

ПРИМЕЧАНИЕ

При наличии дефекта конструкции шины на колесо обычно устанавливают балансировочные грузики большой массы (50 г и более на одной стороне диска колеса). «Затвердевание» амортизаторов подвески.

Встречаются случаи возникновения «вибраций» только на дорогах с особо гладким покрытием (на автострадах или новых полосах скоростного движения). Трение в амортизаторах в сочетании с жесткой подвеской может вызывать подскоки, сходные с вибрацией. Это явление прекращается в обычных условиях движения (при обычном маневре обгона, на более шероховатом покрытии дороги и т.д.). Проверьте моменты затяжки резьбовых соединений и состояние подвесок. После установки новых деталей или на новом автомобиле это явление постепенно исчезает по мере «притирки» деталей. Чрезмерное давление в шинах колес. При перекаченных шинах возникает явление отскока, которое можно принять за вибрации.

АЛГОРИТМЫ ПОИСКА НЕИСПРАВНОСТЕЙ

Проверка

Проверка 1: дорожное испытание для определения характера вибраций и их источников. Отметьте положение шины на диске колеса (для меньшей заметности метку нанесена на металл с внутренней стороны колеса) Воспроизведите вибрации, убедитесь, что они связаны со скоростью движения (воспроизводите вибрации на нескольких передачах КП). Запишите интервал скоростей, в котором возникают вибрации.

Проверьте влияние торможения на вибрации:

– в области скоростей возникновения вибраций слегка притормозите автомобиль (до касания тормозных колодок с диском) и определите наличие или отсутствие изменения вибраций, поддерживая скорость движения.

Проверьте влияние изменения крутящего момента двигателя (движение «внатяг» при включении низших передач):

– в области скоростей возникновения вибраций измените нагрузку двигателя (для создания условий движения «внатяг», затем при переходе на низшие передачи) и определите влияние этого изменения на вибрации. Определите, от какой из подвесок идет вибрация и число импульсов за оборот колеса по таблице скоростей возникновения собственных колебаний подвесок.

Проверка 2: дорожное испытание для определения скорости возникновения собственных колебаний подвесок. Данная проверка состоит в том, чтобы определить скорость возникновения собственных колебаний подвесок путем искусственного создания дисбаланса (получения одного импульса за оборот колеса) на одном из передних, затем на одном из задних колес. Наилучшим решением является использование при этой проверке другого автомобиля (той же модели, но не обязательно с тем же двигателем). Установите дополнительный балансировочный грузик массой 50 г на одно из передних колес и отметьте его положение (положение грузика на окружности диска колеса не имеет значения). Прежние грузики или грузик оставьте на месте. Выполните дорожное испытание и запишите интервал скоростей, в котором появляются вибрации. Результат соответствует скорости возникновения собственных колебаний передней подвески проверяемого автомобиля. Снимите дополнительный грузик с переднего колеса и установите его на одно из задних колес. Снова выполните дорожное испытание и запишите интервал скоростей, в котором появляются вибрации. Результат соответствует скорости возникновения собственных колебаний задней подвески проверяемого автомобиля. Сравните результат проверки 1 с проверкой 2 и определите, какая из подвесок является источником вибраций, и число импульсов за оборот колеса.

Проверка 3: дорожное испытание для определения наличия дефектов конструкции шин. Возможной причиной вибраций является дефект внутренней конструкции шин. Такой дефект внешне незаметен. Для его выявления следует переставить передние и задние колеса (левые колеса ставить слева, правые – справа), предварительно записав интервал скоростей вибраций при выполнении проверки 1, и снова выполнить проверку 1. Если при этом новом испытании интервал скоростей возникновения вибраций изменился и стал соответствовать скорости возникновения собственных колебаний другой подвески, значит дефект связан с шинами или с балансировкой колес.

При наличии дефекта конструкции шины на колесо обычно устанавливают балансировочные грузики большой массы (50 г и более на одной стороне диска колеса).

Достоверность результатов проверки 3 основана на разнице между скоростями возникновения собственных колебаний передней и задней подвесок.

Вибрации передней или задней подвески при одном импульсе за оборот колесарис. 1

Рис. 1. Вибрации передней или задней подвески при одном импульсе за оборот колеса