Управляющий датчик концентрации кислорода

Управляющий датчик концентрации кислорода применяется в системе впрыска с обратной связью и установлен на выпускном коллекторе.

Для корректировки расчетов длительности импульсов впрыска используется информация о наличии кислорода в отработавших газах.

Содержащийся в отработавших газах кислород реагирует с датчиком, создавая разность потенциалов на выходе датчика.

Она изменяется приблизительно от 0,1 В (высокое содержание кислорода — бедная смесь) до 1 В (низкое содержание кислорода — богатая смесь).

Отслеживая выходное напряжение датчика концентрации кислорода, контроллер определяет, какую команду по корректировке состава рабочей смеси подавать на форсунки.

Если смесь бедная (низкая разность потенциалов на выходе датчика), то контроллер дает команду на обогащение смеси; если смесь богатая (высокая разность потенциалов) — на обеднение смеси.

Диагностический датчик концентрации кислорода

Диагностический датчик концентрации кислорода работает по тому же принципу, что и управляющий датчик.

Сигнал, вырабатываемый диагностическим датчиком концентрации кислорода, указывает на наличие кислорода в отработавших газах после нейтрализатора.

Если нейтрализатор работает нормально, показания диагностического датчика будут значительно отличаться от показаний управляющего датчика.

Датчик детонации

Датчик детонации прикреплен к боковой части блока цилиндров в зоне между 2- м и 3-м цилиндрами и улавливает аномальные вибрации (детонационные удары) в двигателе.

Чувствительным элементом датчика детонации является пьезокристаллическая пластинка.

При детонации на выходе датчика генерируются импульсы напряжения, которые увеличиваются с возрастанием интенсивности детонационных ударов.

Электронный блок по сигналу датчика регулирует опережение зажигания для устранения детонационных вспышек топлива.

В процессе работы ЭБУ использует также данные о скорости автомобиля, полученные от датчика скорости.

Датчик абсолютного давления

Датчик абсолютного давления в ресивере преобразует степень разрежения в ресивере на изменение электрического напряжения, по значению которого ЭБУ устанавливает параметры работы двигателя. датчик установлен на ресивере.

Выходное напряжение датчика изменяется в соответствии с давлением во впускной трубе — от 4,0 В (при полностью открытой дроссельной заслонке) до 0,79 В (при закрытой заслонке).

При неработающем двигателе блок управления по напряжению датчика определяет атмосферное давление и адаптирует параметры регулирования впрыска к конкретной высоте над уровнем моря.

Значения атмосферного давления, хранящиеся в памяти, периодически обновляются при равномерном движении автомобиля и во время полного открытия дроссельной заслонки.

Электромагнитный клапан системы изменения фаз газораспределения

Электромагнитный клапан системы изменения фаз газораспределения на двигателе установлен в головке блока цилиндров двигателя. Клапан регулирует давление масла, подаваемого в исполнительный механизм изменения фаз, установленный на переднем конце распределительного вала впускных клапанов.

Система осуществляет оптимальную настройку фаз газораспределения, изменяя их во всем диапазоне значений частоты и нагрузки двигателя, что увеличивает мощность и крутящий момент при любом скоростном режиме.

При остановке двигателя давление масла заставляет золотник управляющего клапана переместиться в положение, соответствующее наиболее поздней фазе газораспределения. Управляющий клапан срабатывает по сигналу блока управления двигателем и подает масло либо к камере запаздывания, либо к камере опережения при непрерывном изменении фаз газораспределения соответственно либо в сторону их опережения, либо в сторону запаздывания.

Диагностический разъем

Диагностический разъем служит для вывода из памяти ЭБУ кодов неисправностей, выявленных при работе системы управления двигателем. Он находится в салоне автомобиля в нише облицовки тоннеля пола и закрыт крышкой. Через этот разъем считываются следующие основные параметры работы двигателя:

— режим работы системы топливной коррекции;

— расчетная нагрузка на двигатель;

— температура охлаждающей жидкости;

— давление топлива в системе питания;

— давление воздуха во впускной трубе;

— обороты двигателя;

— скорость автомобиля (в движении — при подключенном портативном сканирующем устройстве);

— угол опережения зажигания;

— температура всасываемого воздуха;

— расход воздуха;

— положение дроссельной заслонки;

— данные датчиков концентрации кислорода.

ЭБУ

128-канальный ЭБУ марки SAGEM и типа "S3000" с флеш ППЗУ управляет системами впрыска и зажигания.

Система многоточечного последовательного впрыска.

Связь с другими ЭБУ:

– Блок защиты и коммутации

– ЦЭКБС

– ЭБУ АКП

Система электронной противоугонной блокировки запуска двигателя

Функция противоугонной блокировки запуска двигателя обеспечивается ЦЭКБС и ЭБУ системы впрыска.

До того, как владелец произведет управляющее воздействие (операции с карточкой + нажатие кнопки) ЭБУ системы впрыска и ЦЭКБС обмениваются идентификационными кадрами по мультиплексной сети и, исходя из содержащейся в них информации, дают или не дают разрешение на запуск двигателя.

Если делается более 5 неудачных попыток идентификации подряд, ЭБУ системы впрыска переходит в защитный режим (режим противосканирования) и прекращает попытки идентифицировать ЦЭКБС. ЭБУ системы впрыска выходит из этого режима, только после выполнения перечисленных ниже операций в следующей последовательности:

– зажигание останется включенным не менее чем на 60 секунд, затем

– прекратится подача сообщения и, если

– будет соблюдена продолжительность фазы самопитания ЭБУ системы впрыска (продолжительность самопитания зависит от температуры двигателя).

После этого дается только одна попытка идентификации. Если она опять окажется неудачной, то необходимо повторить все вышеописанные операции сначала.

Обнаружение удара

Если информация об ударе сохранилась в памяти ЭБУ системы впрыска, переведите карточку в считывающем устройстве в 1-е фиксированное положение на 10 секунд, затем снова установите ее во 2-е фиксированное положение, чтобы можно было запустить двигатель. Затем удалите из памяти неисправности.

Фазорегулятор распределительного вала

ЭБУ системы впрыска управляет фазорегулятором распределительного вала, тип которого зависит от двигателя:

Двигатель K4J

Фазорегулятор распределительного вала отсутствует.

Двигатель F4R

Фазорегулятор распределительного вала впускных клапанов управляется двухпозиционным электромагнитным клапаном, на который подаются команды от ЭБУ системы впрыска.

Двигатель K4M

Фазорегулятор распределительного вала впускных клапанов непрерывно изменяющий фазы

газораспределения от 0 до 43° по углу поворота коленчатого вала управляется электромагнитным клапаном, на вход которого от ЭБУ системы впрыска подается управляющий сигнал, изменяющийся по закону СЦО (степень циклического открытия).

При проведении сварочных работ на автомобиле отсоедините колодки проводов от ЭБУ системы впрыска.

Включение предупреждающих сигнальных ламп

Система впрыска S 3000 осуществляет включение трех сигнальных ламп и подает предупреждающие сообщения в зависимости от степени тяжести обнаруженных неисправностей, что дает соответствующую информацию владельцу и позволяет правильно провести диагностику ЭБУ системы впрыска управляет включением сигнальных ламп и выведением сообщений на щитке приборов.

Данные сигнальные лампы включаются в течение фазы запуска двигателя, а также загораются при неисправности системы впрыска или перегреве двигателя.

Команды на включение сигнальных ламп передаются на щиток приборов по мультиплексной сети.

Принцип действия сигнальных ламп

Во время фазы запуска двигателя (нажатие на кнопку запуска двигателя) сигнальная лампа "OBD" (Бортовая система диагностики) загорается примерно на 3 секунды и затем гаснет.

В случае неисправности системы впрыска (степени тяжести 1) на дисплей выводится сообщение

"INJECTION A CONTROLER (ПРОВЕРЬТЕ СИСТЕМУ ВПРЫСКА)", сопровождаемое включением сигнальной лампы SERVICE. Это указывает на снижение уровня безопасности и необходимости использования двигателя в "щадящем" режиме.

Владелец должен как можно скорее устранить неисправность.

Необходимо проверить и при необходимости устранить неисправность:

– блок дроссельной заслонки с сервоприводом

– датчика положения педали акселератора

– датчика абсолютного давления

– ЭБУ

– цепи питания исполнительных устройств

– цепи питания ЭБУ

При серьезной неисправности системы впрыска (2-й степени тяжести) загорается пиктограмма красного цвета в виде двигателя с надписью "STOP" (только при наличии матричного дисплея) и выводится сообщение "SURCHAUFFE MOTEUR (ПЕРЕГРЕВ ДВИГАТЕЛЯ)", сопровождаемое включением сигнальной лампы STOP и звуковым сигналом. В этом случае следует немедленно прекратить движение.

При обнаружении неисправности, вызывающей превышение порога токсичности отработавших газов, оранжевая сигнальная лампа бортовой системы диагностики с пиктограммой в виде двигателя горит:

мигающим светом при неисправности, которая может привести к разрушению каталитического нейтрализатора (пропуски воспламенения смеси, ведущие к его разрушению), В этом случае следует немедленно прекратить движение.

постоянным светом в случае несоблюдения норм токсичности (пропуски воспламенения смеси, приводящие к увеличению вредных выбросов, неисправность каталитического нейтрализатора, неисправность кислородного датчика, несоответствие сигналов кислородных датчиков и неисправность адсорбера).

Счетчик пробега с неисправностью

параметр позволяет зарегистрировать пробег автомобиля, пока горит одна из сигнальных ламп неисправности системы впрыска: сигнальная лампа неисправности 1-й степени тяжести (желтая), сигнальная лампа аварийной температуры охлаждающей жидкости или сигнальная лампа бортовой системы диагностики.

Счетчик может быть обнулен с помощью диагностического прибора.

Резервные режимы

Блок дроссельной заслонки с сервоприводом

В резервном режиме блок дроссельной заслонки с сервоприводом может находиться в 6 разных состояниях.

Состояние 0

Степень открытия дроссельной заслонки меньше чем в положении "Резервный режим". Управление дроссельной заслонкой прекращается, и дроссельная заслонка автоматически устанавливается в положение "Резервный режим". Работа системы стабилизации траектории, регулятора дистанции до впереди идущего автомобиля, регулятора-ограничителя скорости и АКП воспрещается.

Состояние 1

Степень открытия дроссельной заслонки больше не контролируется. Частота вращения коленчатого вала ограничивается путем прекращения впрыска.

Состояние 2

Резервный режим заключается в задании определенного положения педали акселератора (педаль акселератора остается в определенном положении в соответствии с включенной передачей).

Состояние 3

Резервный режим заключается в ограничении степени открытия дроссельной заслонки.

Максимальная степень открытия дроссельной заслонки поддерживается такой, чтобы скорость не превышала 90 км/ч.

Состояние 4

ЭБУ больше не обрабатывает запросы на изменение крутящего момента, поступающего от системы стабилизации траектории, регулятора дистанции до впереди идущего автомобиля, регулятора-ограничителя скорости и АКП.

Такой резервный режим включается при нарушении работы ЭБУ или неисправности датчика абсолютного давления или датчика давления наддува.

Работа системы стабилизации траектории, регулятора дистанции до впереди идущего автомобиля, регулятора-ограничителя скорости воспрещается. Автоматическая коробка передач работает в "резервном режиме".

Состояние 5

Клапан ограничения давления наддува не работает.

Фазорегулятор распределительного вала

В резервном режиме фазорегулятор распределительного вала может находиться в двух состояниях:

Состояние 1

Этот резервный режим используется при всех неисправностях, отражающихся на измерении положения фазорегулятора. Фазорегулятор устанавливается в крайнее нижнее положение, и измеренное положение угла распределительного вала принудительно устанавливается равным 0.

Неисправность в цепи сигнала датчика положения коленчатого вала.

Диагностика соответствия сигнала датчика положения коленчатого вала / сигнала датчика положения распределительного вала.

Состояние 2

Этот резервный режим используется при всех неисправностях, отражающихся на работе фазорегулятора (зубчатого шкива и электромагнитного клапана). Фазорегулятор устанавливается в крайнее нижнее положение.

Диагностика электрических цепей электромагнитного клапана.

Диагностика положения фазорегулятора.