Диагностика вибраций движения Рено Меган 2

Вибрации вызываются последовательностью импульсов. В случае вибраций, связанных со скоростью движения, эти импульсы генерируются дисбалансом какого-либо элемента, вращающегося вместе с колесом, который передается на соответствующую подвеску колес. Частота этих импульсов меняется со скоростью движения.

Обычно они гасятся благодаря специального подобранной конструкции элементов и опор подвески, кроме вибраций строго определенной частоты «собственных колебаний подвески», которые зависят от ее продольной жесткости. Моменты возникновения собственных колебаний передней и задней подвесок обычно сильно отличаются и их можно выразить через скорость движения, поскольку «радиус качения» колес не меняется. Число импульсов за один оборот колеса – это отношение между моментом возникновения собственных колебаний соответствующей подвески, выраженным через скорость движения, и скоростью движения в момент возникновения вибраций (см. таблицу возникновения собственных колебаний передней и задней подвесок автомобилей, которых касается настоящая Техническая нота).

Существует два вида дисбаланса.

– Неуравновешенность: дисбаланс масс = один импульс на оборот колеса.

– Радиальное биение: геометрическая деформация = один или несколько импульсов на оборот колеса. Вибрации возникают на следующих узлах и деталях: – вращающиеся элементы (шины, диски колес, декоративные колпаки колес, тормозные механизмы, валы привода колес, полая полуосевая шестерня дифференциала открытого типа МКП); – демпфирующие элементы (амортизаторы, крепления и/или демпфирующие элементы подвески, подрамника, реечного рулевого механизма, рулевой колонки, сидений и т.д.).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСТОЧНИКА ВИБРАЦИЙ

Определение источника вибраций также является элементом диагностики, однако он не систематизирован. Вибрации передаются через подвеску и далее через поворотный кулак (центр вращения). Затем их «путь» (или «функция передачи») зависит от энергии вибраций, характера связей между деталями (затяжки креплений, состояния виброгасящих элементов и т.д.), их жесткости или от различных возможных компонентов импульсов, вызывающих вибрации. Можно допустить, что в большинстве случаев передачи вибраций на рулевое колесо они исходят от передней подвески и передаются через рулевое управление. Но и это не является абсолютно универсальным правилом. Причиной вибраций рулевого колеса могут быть некоторые очень специфические дефекты шин задних колес. Вибрации вызываются последовательностью импульсов (ударов), идущих от элементов, вращающихся вместе с колесом.

Вибрации вызываются причинами двух видов:

– дисбаланс массы;

– один импульс на оборот колеса. Передняя и задняя подвески обладают характеристиками, на основе которых проводится диагностика. Они гасят вибрации, кроме тех, которые имеют частоту «собственных колебаний». Момент возникновения собственных колебаний подвески зависит от ее продольной жесткости. Частота колебаний обусловлена скоростью движения автомобиля. Моменты возникновения собственных колебаний передней и задней подвесок отличаются один от другого. Диагностика вибраций позволяет определить, от какой подвески (передней или задней) они исходят, и, в особенности, определить число импульсов за оборот колеса. Эти исходные диагностические данные служат ориентиром для выбора необходимого технического вмешательства. Поэтому важно получить эти данные от владельца или же выполнить дорожное испытание.

Величина дисбаланса, необходимая для создания ощутимых вибраций, составляет около:

– 20 г для колес (шины на 15-дюймовом диске);

– 100 г для тормозного диска или барабана;

– 500 г для ступицы колеса;

– 1,16 кг для вала привода колеса.

Некоторые виды вибраций, вызываемых работой двигателя, можно принять за вибрации, связанные со скоростью движения. В этом случае появление вибрации связано скорее всего с оборотами или нагрузкой двигателя. Убедиться в этом позволяет только воспроизведение неисправности при соответствующей проверке.