Как собрать двигатели ВАЗ-21213, ВАЗ-21214

Разборку двигателя рассмотрено в статье – «Разборка двигателя».

После разборки тщательно вымойте детали керосином, продуйте и просушите их сжатым воздухом (особенно масляные каналы деталей).

Осмотрите блок, особенно внимательно – опоры коленчатого вала. Трещины в любых местах блока не допускаются. Если есть подозрение на наличие трещин в блоке (попала охлаждающая жидкость в картер или масло в охлаждающую жидкость), проверьте герметичность блока на специальном стенде. Проверку проводите в ремонтных мастерских, располагающих соответствующим оборудованием. Осмотрите цилиндры с обеих сторон. Царапины, задиры и трещины не допускаются. При осмотре цилиндров рекомендуем освещать зеркала цилиндров переносной лампой – при этом дефекты видны значительно лучше.

Проверка деталей и сборка двигателя ВАЗ-21213, ВАЗ-212141. Для определения износа цилиндров нутромером измеряем диаметр цилиндра в четырех поясах и двух плоскостях (параллельно и перпендикулярно оси коленчатого вала).

Проверка деталей и сборка двигателя ВАЗ-21213, ВАЗ-212142. Для определения износа юбки поршня микрометром измеряем диаметр в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, на расстоянии 55 мм от днища поршня.

Проверка деталей и сборка двигателя ВАЗ-21213, ВАЗ-212143. Микрометром измеряем диаметры шатунных шеек

Проверка деталей и сборка двигателя ВАЗ-21213, ВАЗ-212144. Микрометром измеряем диаметры коренных шеек коленчатого вала. Шейки коленчатого вала шлифуем до ближайшего ремонтного размера, если их износ или овальность больше 0,03 мм, а также если на шейках есть задиры и риски.

Проверка деталей и сборка двигателя ВАЗ-21213, ВАЗ-212145. После шлифования шеек коленчатого вала необходимо удалить заглушки масляных каналов, тщательно промыть каналы для удаления остатков абразива и продуть сжатым воздухом. Собираем двигатель в обратной последовательности. Устанавливаем новые вкладыши подшипников коленчатого вала номинального или ремонтного размера (после шлифовки шеек).

Проверка деталей и сборка двигателя ВАЗ-21213, ВАЗ-212146. В первую, вторую, четвертую и пятую опоры блока цилиндров устанавливаем верхние вкладыши коренных подшипников с проточками, а в третью опору — вкладыш без проточки на внутренней поверхности (такой же, как в крышках коренных подшипников).

Проверка деталей и сборка двигателя ВАЗ-21213, ВАЗ-212147. Смазываем вкладыши коренных подшипников моторным маслом и укладываем коленчатый вал в опоры. Вставляем в проточки пятой опоры упорные полукольца, смазанные моторным маслом.

Проверка деталей и сборка двигателя ВАЗ-21213, ВАЗ-212148. С передней стороны пятой опоры устанавливаем сталеалюминиевое полукольцо, а с задней стороны – металлокерамическое (желтого цвета). Поверхности полуколец с антифрикционным покрытием (на них выполнены пазы) должны быть обращены к упорным поверхностям коленчатого вала.

 

Проверка деталей и сборка двигателя ВАЗ-21213, ВАЗ-212149. Устанавливаем крышки коренных подшипников в соответствии с метками, нанесенными на их наружной поверхности (счет ведется со стороны привода распределительного вала). При этом замки верхнего и нижнего вкладышей каждого коренного подшипника должны быть расположены с одной стороны.

Проверка деталей и сборка двигателя ВАЗ-21213, ВАЗ-2121410. Затягиваем болты крепления крышек коренных подшипников моментом 68,31-84,38 Нм (6,97-8,61 кгс·м).

 

Проверка деталей и сборка двигателя ВАЗ-21213, ВАЗ-2121411. Поршни к цилиндрам подбираются по классам. Класс диаметра цилиндра, обозначаемый буквами, клеймится на нижней плоскости блока цилиндров (плоскость крепления поддона картера).

12Проверка деталей и сборка двигателя ВАЗ-21213, ВАЗ-21214. Классы диаметров юбки поршня, и отверстия под поршневой палец маркируются на его днище.