Разборка и ремонт коробки передач требуются при следующих неисправностях.

1. Повышенный шум в коробке передач:

  • - износ подшипников;
  • - износ зубьев шестерен и синхронизаторов;
  • - осевое перемещение валов.

2. Затрудненное переключение передач:

  • - износ сферического шарнира рычага переключения передач, отсутствие смазки в узле;
  • - деформация рычага переключения передач;
  • - заусенцы, погнутости, загрязнение гнезд штоков, заклинивание блокировочных сухарей;
  • - загрязнение шлицев скользящей муфты и ступицы;
  • - деформация вилок переключения передач.

3. Самопроизвольное выключение или нечеткое включение передач:

  • - износ лунок под шарики на штоках, поломка пружин фиксаторов;
  • - износ блокирующего кольца синхронизатора;
  • - поломка пружины синхронизатора;
  • - износ зубьев муфты синхронизатора или зубчатого венца синхронизатора.

4. Пониженный уровень или утечка масла:

  • - износ сальников первичного и вторичного валов;
  • - ослабление крепления крышек картера коробки передач, повреждение уплотнительных прокладок;
  • - ослабление крепления картера сцепления к картеру коробки передач.

Перечисленные неисправности могут быть вызваны иными причинами, устранение которых не требует снятия и разборки коробки передач.

Вам потребуются: отвертки (две), сменные головки «на 13», «на 17», удлинитель, вороток, ключи «на 10», «на 13» (два), «на 17», «на 19», «на 30», ударная отвертка, съемник стопорных колец, молоток, универсальные съемники.

Слейте масло из картера коробки передач, если вы не сделали этого при снятии ее с автомобиля.

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Отверните три гайки крепления корпуса механизма выбора передач и снимите механизм.

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Снимите уплотнитель центрирующего кольца.

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Удерживая от проворачивания фланец эластичной муфты, отверните гайку крепления фланца.

Отворачивая гайку, вы одновременно спрессуете с вторичного вала центрирующее кольцо.

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Снимите стопорную шайбу

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Снимите фланец эластичной муфты

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Устанавливаем коробку передач картером сцепления на верстак. Головкой «на 10» отворачиваем десять гаек крепления нижней крышки коробки передач.

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Снимаем крышку

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Снимаем уплотнительную прокладку.

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Отверткой через отверстие механизма выбора передач сдвигаем вниз шток вилки включения I–II передач (при этом включается II передача).

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Ключом «на 13» отворачиваем гайку крепления задней крышки, расположенную внутри корпуса коробки

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Ключом «на 13» отворачиваем пять гаек крепления задней крышки, расположенных снаружи корпуса

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Постукиваем молотком по приливам крышки, при этом отверткой (или подходящим отрезком трубы при снятом сальнике вторичного вала) удерживаем задний подшипник на вторичном валу.

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Сдвигаем крышку со шпилек и снимаем, поворачивая ее по часовой стрелке (глядя со стороны хвостовика вторичного вала), чтобы исключить задевание крышки за штоки и блок шестерен V передачи и заднего хода.

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Снимаем прокладку крышки

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Для замены подшипника блока шестерен V передачи и заднего хода поддеваем ролики подшипника отверткой и вынимаем ролики из сепаратора

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Извлекаем сепаратор.

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Поддев крючком наружное кольцо подшипника, вынимаем его из гнезда задней крышки.

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Снимаем упорное кольцо заднего подшипника вторичного вала.

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Снимаем наружное кольцо подшипника с сепаратором и роликами

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Снимаем внутреннее кольцо подшипника

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Снимаем распорную втулку

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Снимаем маслоотражательную шайбу.

Для стопорения валов от проворачивания необходимо включить две передачи. II передача была включена при снятии задней крышки.

Перед тем как включить заднюю или V передачи, освобождаем вилку включения этих передач.

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Для этого ключом «на 10» отворачиваем болт крепления вилки к штоку.

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Нажав отверткой на вилку вниз, включаем заднюю передачу

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Накидным ключом (головкой) «на 17» отворачиваем болт крепления блока шестерен V передачи и заднего хода.

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Вынимаем болт

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Снимаем блок шестерен со шлицев промежуточного вала.

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Зажимаем блок шестерен V передачи и заднего хода в тиски с накладками губок из мягкого металла.

Двумя отвертками спрессовываем внутреннее кольцо подшипника блока шестерен

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Снимаем внутреннее кольцо

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Снимаем втулку шестерни V передачи

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Снимаем саму шестерню с блокирующим кольцом синхронизатора

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Снимаем ступицу

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Снимаем муфту синхронизатора

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Повернув вилку включения V передачи и заднего хода на штоке к вторичному валу, снимаем промежуточную шестерню задней передачи

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Накидным ключом «на 13» отворачиваем два болта крепления крышки фиксаторов.

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Снимаем крышку и прокладку.

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Вынимаем пружины фиксаторов (пружина штока V передачи и заднего хода длиннее двух других и имеет темный цвет покрытия)

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Намагниченной отверткой вынимаем все три фиксатора.

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Вынимаем шток включения V передачи и заднего хода с вилкой

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Снимаем вилку со штока

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Намагниченной отверткой вынимаем блокировочный сухарь из отверстия картера коробки передач, которое расположено между гнездами картера под штоки V передачи и заднего хода и III–IV передач.

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Снимаем с вторичного вала ведомую шестерню задней передачи.

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Из паза вала вынимаем шпонку

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Головкой «на 10» отворачиваем болт крепления к штоку вилки включения III–IV передач

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Вынимаем шток.

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

В отверстие штока вставлен блокировочный сухарь, вынимаем его.

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Намагниченной отверткой вынимаем блокировочный сухарь из отверстия картера коробки передач, которое расположено между гнездами картера под штоки I–II и III и IV передач (этот сухарь заметно длиннее сухаря, расположенного между штоком включения V передачи — заднего хода и штоком включения III–IV передач).

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Головкой «на 10» отворачиваем болт крепления к штоку вилки включения I-II передач.

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Вынимаем шток

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Ударной отверткой с крестообразным наконечником отворачиваем три винта крепления стопорной пластины промежуточного подшипника вторичного вала

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Винты стопорятся специальными шайбами.

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Снимаем стопорную пластину.

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Накидным ключом «на 19» отворачиваем гайку крепления оси промежуточной шестерни заднего хода, удерживая ось от проворачивания ключом «на 24»

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Вынимаем ось промежуточной шестерни заднего хода

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Отвернув гайки крепления картера сцепления, разделяем картеры сцепления и коробки передач.

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Снимаем прокладку.

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Снимаем с первичного вала пружинную шайбу с конической поверхностью (меньшим диаметром она обращена к подшипнику).

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Зажимаем в тиски с накладками губок из мягкого металла шлицевую часть первичного вала.

Накидным ключом «на 19» отворачиваем болт зажимной шайбы переднего подшипника промежуточного вала.

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Снимаем зажимную шайбу подшипника

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Двумя отвертками поддеваем за установочное кольцо передний двухрядный подшипник промежуточного вала

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Снимаем подшипник.

При снятии подшипника его заднее внутреннее кольцо может остаться на валу

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Двумя отвертками спрессовываем заднее внутреннее кольцо подшипника и снимаем его

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Вынимаем упорное кольцо заднего подшипника промежуточного вала

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Вставив отвертку между торцами подшипника и шестерни I передачи промежуточного вала, сдвигаем задний подшипник

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Вынимаем наружное кольцо подшипника с сепаратором и роликами.

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Снимаем внутреннее кольцо подшипника с носка вала.

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Сдвинув промежуточный вал назад, вынимаем его из картера коробки передач.

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Поддев двумя отвертками за установочное кольцо задний подшипник первичного вала, вынимаем первичный вал в сборе с подшипником и блокирующим кольцом синхронизатора.

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

С переднего носка вторичного вала снимаем игольчатый подшипник.

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Снимаем вилки включения I и II, III и IV передач.

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Двумя отвертками поддеваем за установочное кольцо промежуточный подшипник вторичного вала и снимаем его.

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Наклонив, извлекаем из картера коробки передач вторичный вал в сборе с шестернями, муфтами, ступицами и блокирующими кольцами синхронизаторов.

Сборку коробки передач проводим в обратной последовательности.

Если при снятии переднего двухрядного подшипника промежуточного вала его заднее внутреннее кольцо осталось на валу, то перед установкой подшипник необходимо собрать.

Для этого из наружного кольца подшипника отверткой аккуратно вынимаем сепаратор с шариками и надеваем его на внутреннее кольцо (снятое с вала).

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Сепаратор с шариками и внутренним кольцом вставляем в наружное кольцо подшипника.

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

При сборке первичного вала подходящим отрезком трубы напрессовываем подшипник на вал, опираясь на его внутреннее кольцо.

После установки в картер коробки передач вторичного и промежуточного валов запрессовываем передний и задний подшипники промежуточного вала, промежуточный подшипник вторичного вала и внутреннее кольцо подшипника блока шестерен.

Ремонт КПП автомобиля ВАЗ-2123

Наружное кольцо подшипника блока шестерен V передачи и заднего хода запрессовываем инструментальной головкой подходящего размера (отрезком трубы) в гнездо задней крышки.

Вставляем в наружное кольцо подшипника сепаратор и ролики.

Для предотвращения отворачивания болта крепления блока шестерен V передачи и заднего хода наносим на резьбу болта резьбовой герметик.

Для удобства монтажа задней крышки устанавливаем на вторичный вал задний подшипник в сборе.

Все уплотнительные прокладки желательно смазать тонким слоем силиконового герметика.

При сборке механизма выбора передач наносим на шаровую опору смазку Литол-24.

Разборку первичного и вторичного вала смотрим в статье – «Разборка валов КПП».