Особенности конструкции сцепления ВАЗ-2123

На автомобиле установлено однодисковое, сухое, постоянно замкнутое сцепление с центральной диафрагменной пружиной.

Устройство сцепления показано на рис. 1. 

Сцепление в сборе

Привод сцепления гидравлический, беззазорный, с автоматической компенсацией износа фрикционных накладок ведомого диска.

Привод состоит из главного 2 (рис. 2) и рабочего 11 цилиндров, педали сцепления, трубки 1 гидропривода выключения сцепления и шланга.

Чтобы сцепление служило долго и безотказно, не держите постоянно ногу на педали сцепления.

Эту вредную привычку зачастую приобретают во время обучения вождению в автошколах из боязни не успеть выключить сцепление во время остановки автомобиля.

Привод выключения сцепления

Помимо быстрой усталости ноги, находящейся все время над педалью, сцепление оказывается хоть немного, но выжато, и ведомый диск при этом пробуксовывает и изнашивается.

Кроме того, хотя выжимной подшипник и рассчитан на работу в режиме постоянного вращения, он при нажатой чуть-чуть педали находится под повышенной нагрузкой, и его ресурс снижается.

По той же причине не рекомендуем подолгу держать сцепление в выключенном состоянии (например, в пробках).

Если не придется сразу трогаться с места, лучше включить нейтральное положение коробки передач и отпустить педаль.

Пробуксовку сцепления легко определить при помощи тахометра.

Если во время движения при резком нажатии на педаль акселератора обороты резко растут, а потом немного падают и автомобиль начинает разгоняться, сцепление требует ремонта.

Проверка технического состояния сцепления

Проверьте техническое состояние сцепления следующими способами.

1. Включите нейтральную передачу в коробке передач, пустите двигатель автомобиля и прогрейте его до рабочей температуры.

При работе двигателя с минимальной частотой вращения коленчатого вала выключите сцепление (нажмите на педаль) и включите передачу заднего хода.

Передача должна включаться без скрежета, стука и других посторонних шумов.

2. На ходу автомобиля переключайте передачи. Все передачи должны включаться без скрежета, стука и других посторонних шумов.

3. При разгоне автомобиля должна наблюдаться пропорциональность между увеличением частоты вращения коленчатого вала двигателя и увеличением скорости движения автомобиля (сцепление не должно «буксовать»).

Пробуксовку сцепления легко определить при помощи тахометра.

Если во время движения при резком нажатии на педаль акселератора обороты резко растут, а потом чуть падают и автомобиль начинает разгоняться, сцепление требует ремонта.

Если указанные признаки нормальной работы сцепления отсутствуют, попробуйте удалить воздух из гидропривода сцепления.

Если прокачка гидропривода не привела к желаемому результату, снимите сцепление для ремонта.

ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ СЦЕПЛЕНИЯ, ИХ ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ

- Причина неисправности

Способ устранения

Неполное выключение сцепления (сцепление «ведет»)

- Коробление ведомого диска (торцовое биение более 0,5 мм)           

Выправьте диск или замените новым

- Ослабление заклепок или поломка фрикционных накладок ведомого диска

Замените ведомый диск в сборе

- Заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала

Очистите шлицы, промойте Уайт-спиритом.

При износе шлицев замените первичный вал или ведомый диск

- Воздух в системе гидропривода сцепления

Прокачайте систему

Ход штока рабочего цилиндра должен быть не менее 24 мм

- Утечка жидкости из системы гидропривода через соединения или поврежденные трубопроводы

Подтяните соединения, замените поврежденные детали, прокачайте систему гидропривода

- Утечка жидкости из главного цилиндра или рабочего цилиндра привода выключения сцепления

Замените уплотнительные элементы или замените цилиндры в сборе, прокачайте систему

- Перекос или коробление нажимного диска

Замените кожух сцепления с нажимным диском в сборе

- Биение лепестков нажимной пружины более 0,8 мм

Замените кожух сцепления с нажимным диском в сборе

Неполное включение сцепления (сцепление «буксует»)

- Повышенный износ или пригорание фрикционных накладок ведомого диска

Замените ведомый диск в сборе

Замасливание фрикционных накладок ведомого диска, поверхностей маховика и нажимного диска

Тщательно промойте Уайт-спиритом поверхности, устраните причины замасливания дисков

- Засорено компенсационное отверстие главного цилиндра

Промойте цилиндр, прочистите компенсационное отверстие, прокачайте систему

Повреждение или заедание привода выключения сцепления

Устраните причины, вызывающие заедание

Замените поврежденные детали

Рывки при работе сцепления

- Заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала

Очистите шлицы, промойте Уайт-спиритом

При износе шлицев замените первичный вал или ведомый диск

- Замасливание фрикционных накладок ведомого диска, поверхностей маховика и нажимного диска

Тщательно промойте Уайт-спиритом замасленные поверхности, устраните причины замасливания дисков

- Заедание в механизме привода выключения сцепления

Замените поврежденные детали, устраните причины, вызывающие заедание

- Ослабление заклепок фрикционных накладок ведомого диска

Замените ведомый диск в сборе

Повреждение поверхности или коробление нажимного диска          

Замените кожух сцепления с нажимным диском в сборе

Повышенный шум при выключении сцепления

- Износ, повреждение или утечка смазки из подшипника выключения сцепления

Замените муфту выключения сцепления с подшипником в сборе

- Износ переднего подшипника первичного вала коробки передач

Замените подшипник

Повышенный шум при включении сцепления

- Поломка или снижение упругости пружин демпфера           

Замените ведомый диск в сборе