На автомобиле применено электрооборудование постоянного тока с номинальным напряжением 12 В

Электрооборудование автомобиля выполнено по однопроводной схеме – отрицательные выводы источников и потребителей электроэнергии соединены с «массой», которая выполняет функцию второго провода. В свою очередь, роль «массы» выполняет кузов автомобиля.

Большинство цепей включается выключателем зажигания.

Всегда включены (независимо от положения ключа в выключателе зажигания): контрольная лампа автомобильной противоугонной системы, блокировка замков дверей, сигнализация дальним светом фар, сигналы торможения, наружное освещение, плафоны освещения салона и индивидуальной подсветки, аварийная сигнализация, звуковой сигнал и подкапотная лампа.

При неработающем двигателе включенные потребители питаются от аккумуляторной батареи, а после пуска — от генератора.

При работе генератора аккумуляторная батарея заряжается. На автомобиле установлена свинцовая стартерная аккумуляторная батарея 6 СТ-55 АЗ.

Генератор 9402.3701–04 — синхронная электрическая машина переменного тока с электромагнитным возбуждением со встроенным выпрямительным блоком и регулятором напряжения.

Номинальный отдаваемый ток генератора — 80 А при напряжении 14 В и оборотах ротора 6000 мин -1. Ротор генератора приводится во вращение поликлиновым ремнем от шкива привода вспомогательных агрегатов на коленчатом валу двигателя.

Статор и крышки генератора стянуты четырьмя болтами.

Задняя часть генератора закрыта пластмассовым кожухом.

Вал ротора вращается в двух шариковых подшипниках, установленных в крышках генератора.

Подшипники закрытого типа, смазка, заложенная в них, рассчитана на весь срок службы генератора.

Задний подшипник напрессован на вал ротора, в задней крышке установлен в пластмассовой втулке.

Передний подшипник запрессован в переднюю крышку генератора, на валу ротора посадка подшипника скользящая.

В статоре генератора расположены трехфазные обмотки.

Концы фазных обмоток припаяны к выводам выпрямительного блока, состоящим из шести кремниевых диодов (вентилей) — трех положительных и трех отрицательных, запрессованных в две подковообразные алюминиевые пластины-держателя в соответствии с полярностью (положительные и отрицательные — на разных пластинах).

Пластины закреплены на задней крышке генератора (под пластмассовым кожухом).

Обмотка возбуждения расположена на роторе генератора, ее выводы припаяны к двум медным контактным кольцам на валу ротора.

Питание к обмотке возбуждения подводится через две щетки расположенные в щеткодержателе, который конструктивно объединен с регулятором напряжения и закреплен на задней крышке генератора. Регулятор напряжения — неразборный узел, при выходе из строя его заменяют.

Для защиты бортовой сети от скачков напряжения при работе системы зажигания и снижения помех радиоприему между выводами «положительных» и «отрицательных» вентилей (между «+» и «массой» генератора) подключен конденсатор емкостью 2,2 мкФ.

При включении зажигания напряжение к обмотке возбуждения генератора (выводы D генератора и «+» регулятора напряжения) подводится через цепь, включающую в себя сигнализатор в комбинации приборов (сигнализатор при этом горит).

После пуска двигателя обмотка возбуждения питается от диодов выпрямительного блока (сигнализатор гаснет).

Если после пуска двигателя сигнализатор горит, это указывает на неисправность генератора или его цепей. «Минус» аккумуляторной батареи всегда должен подключаться к «массе» автомобиля, а «плюс» — к выводу В+ генератора.

Обратное подключение приведет к пробою диодов выпрямительного блока.

Стартер 21214–3708010–01 — четырехщеточный электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов, с планетарным редуктором, роликовой муфтой свободного хода и двухобмоточным тяговым реле.

К стальному корпусу стартера прикреплены шесть постоянных магнитов. Корпус и крышки стартера стянуты двумя болтами. Вал якоря вращается на двух подшипниках. Со стороны коллектора установлен шариковый подшипник, а со стороны привода — подшипник скольжения.

Крутящий момент от вала якоря передается на вал привода через планетарный редуктор, состоящий из центральной и коронной (с внутренним зацеплением) шестерен и трех сателлитов на водиле (валу привода).

На валу привода установлена муфта свободного хода (обгонная муфта) с приводной шестерней.

Она передает крутящий момент только в одном направлении — от стартера к двигателю, разобщая их после пуска двигателя. Это необходимо для защиты стартера от повреждения из-за чрезмерной частоты вращения.

Тяговое реле служит для ввода шестерни привода в зацепление с зубчатым венцом маховика коленчатого вала двигателя и включения питания электродвигателя стартера.

При повороте ключа зажигания в положение «стартер» напряжение подается на обе обмотки тягового реле (втягивающую и удерживающую).

Якорь реле втягивается и перемещает рычаг привода, который передвигает муфту свободного хода с приводной шестерней по шлицам вала привода, вводя шестерню в зацепление с венцом маховика. При этом отключается втягивающая обмотка, и замыкаются контакты тягового реле, включая электродвигатель стартера.

После возвращения ключа в положение «зажигание» удерживающая обмотка тягового реле обесточивается, и якорь реле под действием пружины возвращается в исходное положение — контакты реле размыкаются, и шестерня привода выходит из зацепления с маховиком. Неисправное тяговое реле заменяют.

Неисправность привода стартера выявляется при осмотре после разборки стартера.

Система освещения и сигнализации включает в себя две блок-фары; боковые указатели поворотов; задние фонари; фонари освещения номерного знака; дополнительный сигнал торможения; плафоны освещения салона, багажника и вещевого ящика, а также звуковой сигнал.

В блок-фаре установлены галогенная лампа ближнего света H7, галогенная лампа дальнего света H1, лампа габаритного света W5W, лампа указателя поворота PY21W (оранжевого цвета) и исполнительный механизм (мотор-редуктор) регулятора направления пучков света фар.

При включении ближнего света фар горят лампы ближнего света, а при включении дальнего света — лампы дальнего и ближнего света.

На автомобиле установлен корректор фар с электромеханическим приводом, позволяющим регулировать направление пучков света в зависимости от загрузки автомобиля.

Корректор фар состоит из регулятора на панели приборов, мотор-редукторов, установленных в фарах, и соединительных проводов.

Часть автомобилей комплектуется противотуманными фарами, которые устанавливаются в переднем бампере.

В противотуманных фарах применяются галогенные лампы H11. Направление пучка света противотуманной фары регулируется винтом.

В заднем фонаре установлены лампы: сигнала торможения P21W, указателя поворота PY21W (оранжевого цвета), противотуманного и габаритного света P21/4W, света заднего хода R10W.

В состав электрооборудования автомобиля входит блок системы дистанционного управления электропакетом.

Блок управляет блокировкой (разблокировкой) всех дверей, включая дверь багажного отделения, включением (выключением) режима охраны автомобиля, включением (выключением) режима тревоги при нарушениях зон охраны автомобиля.

Замки всех дверей блокируются электроприводами, которые присоединены к рычагам блокировки замков.

Автомобиль оборудован электростеклоподъемниками передних дверей. Мотор-редуктор стеклоподъемника состоит из червячного редуктора и реверсивного электродвигателя постоянного тока.

На выходном валу редуктора установлен барабан с тросом. На тросе закреплен ползун, перемещающийся по направляющей. К ползуну двумя болтами крепится держатель стекла.

Очиститель ветрового стекла установлен под облицовкой ветрового окна.

Электродвигатель очистителя — трехщеточный, двухскоростной с возбуждением от постоянных магнитов. Для защиты от перегрузок в нем установлен термобиметаллический предохранитель.

Омыватель ветрового стекла состоит из полиэтиленового бачка с электрическим насосом, форсунок на капоте и соединительных шлангов.

Бачок омывателя установлен справа в моторном отсеке.

Очиститель стекла двери багажного отделения состоит из мотор-редуктора, рычага и щетки.

Электродвигатель очистителя — двухщеточный с возбуждением от постоянных магнитов.

Для защиты от перегрузок в нем установлен термобиметаллический предохранитель.

Омыватель стекла двери багажного отделения состоит из полиэтиленового бачка, в котором установлен электрический насос, форсунки на двери багажного отделения и соединительных шлангов.

Очиститель и омыватель стекла двери багажного отделения установлены внутри двери. Большинство электрических цепей защищено плавкими предохранителями.

Мощные потребители (фары, электродвигатели вентиляторов системы охлаждения, топливный насос и т. п.) подключаются через реле.

Большинство предохранителей и реле находятся в монтажном блоке, расположенном в салоне под панелью приборов, слева от рулевой колонки.

Маркировка гнезд предохранителей и реле нанесена на корпусе монтажного блока.

Блок реле и предохранителей системы управления двигателем прикреплен к кронштейну контроллера.

На автомобиле с кондиционером предохранитель (10 А) и реле компрессора кондиционера установлены на левой стойке поперечины панели приборов и закрыты экраном консоли панели приборов.

С версии Евро – 5 блок предохранителей и реле СУД установлены за панелью приборов возле монтажного блока.

Предохранители и реле в салоне Нива Шевроле

В табл. 1 дано значение каждого предохранителя, но на конкретной модели автомобиля могут отсутствовать некоторые цепи, указанные в таблице.

Цепи, защищаемые плавкими предохранителями

Обозначение Ток (А) Защищаемые элементы

  • F1 (5) Фонари освещения номерного знака, лампы габаритного света в левой блок-фаре и левом заднем фонаре, подкапотная лампа, контрольная лампа включения габаритного света
  • F2 (7,5) Лампа ближнего света (левая блок-фара)
  • F3(10) Лампа дальнего света (левая блок-фара), контрольная лампа включения дальнего света фар
  • F4(10) Левая противотуманная фара
  • F5(30) Реле электростеклоподъемников, электростеклоподъемники передних дверей
  • F6(15) Прикуриватель
  • F7(20) Реле звукового сигнала, звуковой сигнал, плафон освещения багажника
  • F8(25) Элемент обогрева стекла двери багажного отделения, реле обогрева стекла двери багажного отделения, элементы обогрева наружных зеркал заднего вида
  • F9(20) Выключатель обогрева стекла двери багажного отделения, реле очистителя ветрового стекла, электродвигатель очистителя ветрового стекла, насос омывателя ветрового стекла, правый подрулевой переключатель, лампа освещения вещевого ящика, лампы света заднего хода
  • F10(20) Блок дистанционного управления электропакетом (блокировка дверей)
  • F11(5) Лампы габаритного света в правой блок-фаре и правом заднем фонаре, регулятор яркости подсветки приборов
  • F12(7,5) Лампа ближнего света (правая блок-фара), мотор-редукторы регулятора пучков света блок-фар
  • F13(10) Лампа дальнего света (правая блок-фара)
  • F14(10) Правая противотуманная фара
  • F15(20) Блок управления наружными зеркалами, электроприводы наружных зеркал заднего вида, блок управления подогревом сидений
  • F16(10) Реле-прерыватель указателей поворотов и аварийной сигнализации (в режиме аварийной сигнализации)
  • F17(7,5) Плафоны освещения салона, контрольная лампа состояния противоугонной системы, сигналы торможения, дополнительный сигнал торможения
  • F18(25) Вентилятор отопителя
  • F19(10) Реле-прерыватель указателей поворотов и аварийной сигнализации (в режиме указания поворотов), комбинация приборов (кроме контрольной лампы неисправности системы управления двигателем), реле стартера
  • F20(7,5)  Лампы противотуманного света в задних фонарях, блок управления противоугонной системы, зуммер