Диагностика системы управления двигателем автомобиля Лада Ларгус

В данной статье описана процедура диагностики, применяемая для электронного блока управления (ЭБУ) EMS 31.32 электронной системы управления двигателями (ЭСУД) К7М и К4М

Необходимое диагностическое оборудование и приборы:

- диагностический прибор ДСТ-12 (прошивка RF90);

- мультиметр;

- контактная плата Ele. 1497;

- универсальная контактная плата Ele. 1681.

Контактную плату Ele. 1497 или универсальную контактную плату Ele. 1681 необходимо использовать, если данные, полученные с помощью диагностического прибора, требуют проверки электрических цепей.

Проверки с использованием контактной платы Ele. 1497 или Ele. 1681 должны выполняться только при отключенной аккумуляторной батарее.

Контактные платы предназначены для использования только с мультиметром. Запрещено подключать источник питания напряжением 12 В к проверяемым точкам.

Общие указания при проведении диагностики

Для диагностики ЭСУД необходимо подключить диагностический прибор, включить "зажигание" и выполнить необходимые операции (проверка наличия неисправностей, контроль соответствия данных, передаваемых контроллером).

Проверка наличия кодов неисправностей

Неисправности определяются как "текущие" (активные в данный момент) или как "сохраненные" (непостоянные, т. е. появившиеся при определенных условиях и затем исчезнувшие или же продолжающие иметь место, но не обнаруживаемые в текущих условиях).

Состояние неисправности ("текущая неисправность" или "сохраненная неисправность") отображается на диагностическом приборе и должно учитываться без воздействия на элементы ЭСУД.

Для "текущей" неисправности диагностику проводить в соответствии с процедурой, приведенной в разделе "Интерпретация неисправностей".

Для "сохраненной" неисправности диагностику проводить в соответствии с процедурой, приведенной в статье "Указания" Интерпретация состояний, команд, параметров при диагностике ЭСУД Лада Ларгус".

Если неисправность подтверждается после выполнения операций, приведенных в подразделе "Указания", неисправность признается текущей. Диагностику проводить в соответствии с процедурой, приведенной в статье Интерпретация состояний, команд, параметров при диагностике ЭСУД Лада Ларгус

Если неисправность не подтверждается, необходимо проверить:

- электрические цепи, относящиеся к неисправному устройству ЭСУД;

- разъемы этих цепей (на отсутствие следов окисления, деформации контактов и т. д.);

- сопротивление неисправного устройства;

- состояние проводов (есть ли оплавленная или нарушенная изоляция, следы перегибов и т. д.).

Контроль соответствия данных, передаваемых ЭБУ ЭСУД

Целью проведения контроля соответствия является проверка данных, отображаемых диагностическим прибором (состояний и параметров системы), которые находятся за пределами допуска и при этом не приводят к появлению кодов неисправностей.

Следовательно, этот этап позволяет:

- выполнить диагностику таких неисправностей, которые не приводят к появлению кода неисправности, однако могут соответствовать жалобе владельца;

- проверить работоспособность системы и убедиться, что неисправность после ремонта не появится снова.

В данном разделе представлена диагностика состояний и параметров, а также условия ее проведения.

Если состояние не соответствует норме или если параметр находится за пределами допуска, см. соответствующие позиции диагностики.

Жалобы владельца - Алгоритм поиска неисправностей (АПН)

Если при проверке с помощью диагностического прибора неисправностей не выявлено, но неисправность по жалобе владельца сохраняется, то для устранения неисправности следует использовать соответствующую АПН.

 Диагностика системы управления двигателем автомобиля Лада Ларгус

Общая схема выполнения диагностики приведена на рисунке 1

Предварительные проверки

При проведении диагностики, ремонта или поиске причины неисправности всегда не-

обходимо произвести тщательный осмотр подкапотного пространства.

Все вакуумные шланги необходимо проверить на отсутствие пережатия, порезов или отсоединения.

Всю электропроводку, расположенную в подкапотном пространстве, необходимо проверить на надежность соединений, отсутствие обгоревших, перетершихся или деформированных проводов, отсутствие контакта проводов с острыми кромками или выпускным коллектором.

Проверить контакты проводов заземления на отсутствие загрязнения и надежность соединения с массой.

Проверить жгуты проводов на отсутствие повреждений. Проверить целостность изоляции проводов.

Проверить контакты разъемов и колодок жгутов проводов на отсутствие деформации и окисления.

Проверка жгутов проводов и элементов системы

Поиск неисправностей, которые носят непостоянный характер, необходимо начинать с проверки проблемных электрических цепей.

При проверке электрических цепей необходимо обращать внимание на следующее:

- клеммы надежно обжаты на проводе, но провода не пережаты;

- клеммы надежно зафиксированы в колодке;

- клеммы не деформированы;

- на клеммах отсутствует грязь, влага, следы коррозии;

- корпус колодки не содержит следов повреждений (трещины, деформации, оплавления);

- клеммы обеспечивают надежное соединение, клеммы не утоплены в колодке;

- отсутствуют повреждения изоляции в проводах;

- отсутствуют изломы проводов внутри изоляции.

При появлении непостоянных неисправностей всегда необходимо выполнять проверку целостности цепей массы системы управления двигателем.

Необходимо убедиться, что клеммы массы надежно закреплены на кузове автомобиля, клеммы проводов питания и массы надежно закреплены на аккумуляторной батарее.

При включенном зажигании, а затем на заведенном автомобиле необходимо пошевелить провода, начиная от разъемов, вдоль всей трассы жгута, контролируя параметры работы системы управления двигателем с помощью диагностического прибора.

При проверке сопротивления цепи сначала проверить целостность всей цепи, затем по отдельным участкам. Потеря целостности электрической цепи может быть вызвана следующими причинами:

- отсоединение колодки жгута;

- слабое соединение колодки жгута;

- загрязнение, окисление, коррозия контактов;

- деформация контактов;

- повреждение провода.

Определить, нет ли замыкания в цепи на "массу" или на "бортовую сеть".

При обнаружении неисправности в жгуте проводов устранить её или заменить жгут проводов.

Меры безопасности

При работе на автомобиле необходимо соблюдать следующие требования:

Перед демонтажем контроллера необходимо отсоединить провод "массы" от аккумуляторной батареи.

Не допускается пуск двигателя без надежного подключения аккумуляторной батареи.

Не допускается отключение аккумуляторной батареи от бортовой сети при работающем двигателе.

При зарядке аккумуляторная батарея должна быть отключена от бортовой сети.

Необходимо контролировать надежность контактов жгутов проводов и поддерживать чистоту клемм аккумуляторной батареи.

Конструкция колодок жгутов проводов предусматривает их соединение с ответной частью только при определенной ориентации.

При правильной ориентации соединение колодки жгута с ответной частью выполняется без усилия. Соединение с неправильной ориентацией колодки может привести к выходу из строя колодки, модуля или другого элемента системы.

Не допускается соединение или разъединение колодок элементов ЭСУД при включенном зажигании.

Перед проведением электросварочных работ необходимо отсоединить провода от аккумуляторной батареи и колодку от контроллера.

Для исключения коррозии контактов при мойке двигателя струей воды под давлением не направлять распылитель на элементы системы.

Измерения напряжения выполнять с помощью цифрового вольтметра с номинальным внутренним сопротивлением более 10 МОм.

Для предотвращения повреждений электростатическим разрядом элементов электроники запрещается разбирать металлический корпус контроллера и касаться штекеров разъема.

Все работы с элементами топливной системы проводить в защитных перчатках.

При отсоединении топливопроводов принять меры к исключению пролива топлива. Отверстия топливопроводов закрыть, используя штатные заглушки