АКПП KIA RIO

На автомобили KIA Rio с двигателем 1,4 или 1,6 л устанавливают четырехступенчатую автоматическую коробку передач мод. F4E-K.

Автоматическая коробка передач скомпонована по традиционной планетарной схеме с торможением фрикционами и соединена с коленчатым валом двигателя через гидротрансформатор.

Электронная система управления автоматической коробкой передач постоянно контролирует скорость автомобиля и нагрузку двигателя, исключает ошибки водителя, не позволяя ему включить более высокую передачу при малой скорости движения, чтобы избежать перегрузки двигателя, или понижающую передачу на слишком большой скорости, что исключает возможность превышения максимально допустимой частоты вращения коленчатого вала двигателя.

Общий вид коробки передач KIA RIO

При снижении скорости автомобиля передачи автоматически переключаются на более низкие без участия водителя.

В момент полной остановки автомобиля автоматически включается I передача.

Автоматическая коробка передач состоит из гидротрансформатора, насоса, планетарного редуктора, многодисковых муфт, многодисковых тормозов и блока клапанов.

Гидротрансформатор выполняет функции сцепления и служит для плавного соединения двигателя и механизма коробки передач, увеличения крутящего момента при начале движении автомобиля. Корпус гидротрансформатора соединен с коленчатым валом двигателя через ведущий диск и постоянно вращается при работе двигателя. Внутренняя полость гидротрансформатора заполнена рабочей жидкостью для автоматических коробок передач. Двигатель вращает гидротрансформатор и приводит в действие насосное колесо, которое создает потоки рабочей жидкости в направлении турбинного колеса. Последнее начинает вращаться за счет потоков рабочей жидкости, создаваемых насосным колесом. При большой разности скоростей вращения турбинного и насосного колес реактор изменяет направление потока жидкости, увеличивая крутящий момент. По мере уменьшения разницы скоростей он становится ненужным и поэтому установлен на обгонной муфте.

Насос, расположенный в передней части картера коробки передач, создает давление и подает рабочую жидкость ко всем системам в коробке передач.

Планетарный редуктор системы представляет собой зубчатую передачу с наружными и внутренними зацеплениями шестерен, которая обеспечивает различные способы соединения ее элементов для получения различных передаточных чисел.

Принцип работы многодисковых муфт и дисковых тормозов очень сходен, разница заключается в том, что многодисковая муфта соединяет звенья коробки передач между собой, а дисковый тормоз - с картером коробки. Рабочая жидкость, подаваемая к муфте, приводит в действие поршень, и происходит сжатие фрикционных дисков. Звенья, блокируемые муфтой, начинают вращаться за одно целое.

При отключении дисковых тормозов рабочая жидкость перестает подаваться в муфту и поршень под действием возвратной пружины возвращается в исходное положение.

Особенность конструкции многодисковой муфты заключается в том, что она находится в постоянном вращении и под действием центробежной силы, действующей на рабочую жидкость, создается давление, которое не дает разблокироваться муфте. Дополнительно в муфте установлен шариковый клапан. Он расположен как можно ближе краю от центра муфты. При повышении давления рабочей жидкости в камере многодисковой муфты шариковый клапан закрывает сливное отверстие, а при снижении давления в камере шариковый клапан под действием центробежной силы открывает сливное отверстие и муфта разблокируется.

Разрез автоматической коробки передач KIA RIO

Рис. 1. Автоматическая коробка передач F4E–K: 1 – масляный насос; 2 – сцепление нейтрального положения; 3 – сцепление передач переднего хода; 4 – блок планетарных шестерен; 5 – выходной корпус; 6 – сцепление 3-ей/ 4-ой передач; 7 – выходная шестерня; 8 – преобразователь крутящего момента; 9 – вал масляного насоса; 10 – вал турбины; 11 – одностороннее сцепление номер 1 (тип эксцентрикового ролика); 12 – одностороннее сцепление номер 2 (тип роликовый или эксцентриковый ролик); 13 – сцепление нижних передач и заднего хода; 14 – промежуточная шестерня; 15 – дифференциал.

Диаграмма передачи мощности

Рис. 2. Диаграмма передачи мощности: 1 – коленчатый вал; 2 – пластина привода; 3 – преобразователь крутящего момента; 4 – вал турбины; 5 – вал масляного насоса; 6 – масляный насос; 7 – сцепление передач переднего хода; 8 – сцепление движения по инерции; 9 – сцепление 3-ей/ 4-ой передач; 10 – сцепление передачи заднего хода; 11 – тормозные ленты 2-ой/ 4-ой передач; 12 – сцепление нижних передач и заднего хода; 13 – одностороннее сцепление номер 1 (тип эксцентрикового ролика); 14 – одностороннее сцепление номер 2 (тип роликовый или эксцентриковый ролик); 15 – большая солнечная шестерня; 16 – малая солнечная шестерня; 17 – сателлит; 18 – водило; 19 – внутренняя шестерня; 20 – шестерня стоянки; 21 – выходная шестерня; 22 – промежуточная шестерня; 23 – цилиндрическая шестерня.

Технические данные

Наименование

Значение

А3

А5

Тип

Четырехступенчатая с электронным управлением

для переднеприводных автомобилей

Гидротрансформатор

тип

С электронной блокировкой

Отношение крутящего момента

2,06

2,15

Частота вращения на холостом ходу

2,200–2,800

Передаточное отношение

1-ая передача

2,800:1

2-ая передача

1,540:1

3-ая передача

1,000:1

4-ая передача

0,700:1

передача заднего хода

2,333:1

Передаточное отношение главной передачи

3,736

Диаметр сервоусилителя (поршень/ держатель), мм

70/40

Трансмиссионная жидкость

тип

SK ATF SP-III или DIAMOND ATF SP-III

емкость, л

5.9