Автомобиль с двигателем ЗМЗ-406 и ЗМЗ-405 комплектуется генератором 9422.3701 или 2502.3771

Генератор – трехфазная синхронная электрическая машина с электромагнитным возбуждением и встроенным выпрямителем на кремниевых диодах.

Ротор генератора приводится во вращение от шкива коленчатого вала двигателя поликлиновым ремнем.

Статор и крышки генератора стянуты четырьмя винтами.

Вал ротора вращается в подшипниках, установленных в крышках. Смазка в подшипники заложена на весь срок их службы.

Задний подшипник запрессован на вал ротора.

Ремонт генератора 9422.3701

Передний подшипник установлен с внутренней стороны передней крышки.

Задняя часть генератора закрыта пластмассовым кожухом. В статоре генератора – две трехфазные обмотки, выполненные по схеме «звезда» и подключенные параллельно друг другу.

Выпрямитель – мостовой схемы, состоит из шести силовых ограничительных диодов или обычных (на части генераторов).

Они запрессованы в две подковообразные алюминиевые пластины-держатели.

На одной из пластин также находятся три дополнительных диода, через которые питается обмотка возбуждения генератора после запуска двигателя.

На роторе расположена обмотка возбуждения генератора.

Выводы обмотки припаяны к двум медным контактным кольцам на валу ротора. Питание к ним подводится через две угольные щетки. Щеткодержатель конструктивно объединен с регулятором напряжения.

Регулятор напряжения неразборный, при выходе из строя его заменяют.

Для защиты электронного оборудования автомобиля от импульсов напряжения в системе зажигания, а также для снижения радиопомех между выводом «+» и «массой» генератора установлен конденсатор.

Обмотки генератора и выпрямительный блок охлаждаются крыльчаткой вентилятора через окна в крышках.

Техническая характеристика генератора 9422.3701

Напряжение номинальное 14 В

Максимальный ток 72 А

Регулируемое напряжение 13,5–14,2 В

Сопротивление обмотки возбуждения 2,3–2,7 Ом

Снятие и ремонт генератора

Отключаем аккумуляторную батарею.

Снимаем брызговик двигателя.

Ремонт генератора 9422.3701

Ремонт генератора 9422.3701

Ослабляем натяжение ремня и снимаем ремень со шкива генератора.

Снимаем наконечник провода с вывода «+» генератора.

Ремонт генератора 9422.3701

Ремонт генератора 9422.3701

Ключом «на 10» отворачиваем гайку крепления провода

Снимаем наконечник провода с вывода «+» генератора.

Ремонт генератора 9422.3701

Ремонт генератора 9422.3701

Снимаем штекер со штепсельного вывода генератора

Ремонт генератора 9422.3701

Ремонт генератора 9422.3701

Ключом «на 13» отворачиваем гайку, удерживая ключом «на 12» болт крепления генератора к нижнему кронштейну

Вынимаем болт.

Ключом «на 13» отворачиваем гайку, удерживая ключом «на 12» болт крепления генератора к верхнему кронштейну

Ремонт генератора 9422.3701

Ремонт генератора 9422.3701

Ключом «на 12» ослабляем болт кронштейна.

Вынимаем болт со втулкой и снимаем генератор с двигателя.

Ремонт генератора 9422.3701

Ремонт генератора 9422.3701

Ключом «на 10» отворачиваем гайку крепления провода

Ключом «на 8» отворачиваем гайку крепления конденсатора и снимаем его

Ремонт генератора 9422.3701

Ремонт генератора 9422.3701

Головкой «на 8» отворачиваем две гайки

Поддев отверткой, снимаем пластмассовый кожух генератора.

Ремонт генератора 9422.3701

Ремонт генератора 9422.3701

Отсоединяем разъем от регулятора напряжения.

Ремонт генератора 9422.3701

Ремонт генератора 9422.3701

Отворачиваем два винта крепления регулятора напряжения

Снимаем регулятор напряжения.

Ключом «на 8» отворачиваем гайки болтов, стягивающих крышки.

Ремонт генератора 9422.3701

Ремонт генератора 9422.3701

Отпаиваем три вывода обмотки статора от выпрямительного блока.

Ремонт генератора 9422.3701

Ремонт генератора 9422.3701

Ключом «на 8» отворачиваем три гайки крепления выпрямительного блока

Снимаем выпрямительный блок.

Головкой «на 24» с помощью газового ключа отворачиваем гайку крепления шкива, при этом вал от проворачивания удерживаем шестигранным ключом «на 8» через отверстия в головке

Ремонт генератора 9422.3701

Ремонт генератора 9422.3701

Снимаем шайбу.

Наживив гайку заподлицо с торцом оси ротора и удерживая генератор на весу за вентилятор, не сильными ударами через мягкую выколотку выбиваем шкив.

Ремонт генератора 9422.3701

Отвернув гайку, снимаем шкив, вентилятор и упорную втулку.

Ремонт генератора 9422.3701

Ремонт генератора 9422.3701

Помечаем взаимное положение крышек генератора и снимаем заднюю крышку

Вынимаем статор из передней крышки

Ремонт генератора 9422.3701

Ремонт генератора 9422.3701

Бородком выбиваем шпонку

Если нет специального съемника, наворачиваем на вал гайку заподлицо с торцом и молотком из мягкого металла выбиваем ось ротора из переднего подшипника.

Ремонт генератора 9422.3701

Ремонт генератора 9422.3701

Снимаем с оси упорную втулку.

Отворачиваем четыре винта крепления крышки переднего подшипника.

Ремонт генератора 9422.3701

Ремонт генератора 9422.3701

Через оправку выбиваем подшипник

Устанавливаем новый подшипник.

Ремонт генератора 9422.3701

Ремонт генератора 9422.3701

Съемником демонтируем задний подшипник с вала ротора.

Новый подшипник запрессовываем подходящей втулкой, прикладывая усилие к внутреннему кольцу

Ремонт генератора 9422.3701

Ремонт генератора 9422.3701

Омметром проверяем отсутствие замыкания обмотки статора на корпус

Проверяем отсутствие обрыва цепи в обмотке статора.

Ремонт генератора 9422.3701

Ремонт генератора 9422.3701

Проверяем отсутствие замыкания обмотки ротора на корпус.

Измеряем сопротивление обмотки возбуждения ротора, которое должно быть в пределах 2,3 – 2,7 Ом.

Подавая напряжение (12 В) разной полярности на диоды, проверяем исправность выпрямительного блока

Собираем генератор в обратном порядке.