Водяной насос — центробежного типа, с электромагнитной муфтой привода вентилятора, установлен на крышке цепи, подача охлаждающей жидкости насосом осуществляется в блок цилиндров

Герметичность насоса обеспечивается самоподжимным торцевым уплотнением 7, которое запрессовывается в корпус 6 водяного насоса и на валик подшипника 11.

Проникающая через уплотнение охлаждающая жидкость не попадает в подшипник, а стекает через отверстие в дренажную полость 9, закрытую заглушкой

Скапливающаяся в дренажной полости жидкость в процессе работы двигателя постепенно испаряется через отверстия 10 и 4.

Проникающий через уплотнение пар испаряется в атмосферу через отверстие 4.

Водяной насос с электромагнитной муфтой ЗМЗ-40524: 1 - ступица вентилятора; 2 - шкив; 3 - фиксатор подшипника; 4 - отверстие для испарения жидкости; 5 - гнездовая колодка; 6 - корпус водяного насоса; 7 -уплотнение; 8 - крыльчатка; 9 - дренажная полость; 10 - контрольное отверстие; 11 - подшипник; 12 - катушка электромагнита; 13 - ведомый диск; 14 - пластинчатые пружины

В эксплуатации необходимо следить за чистотой отверстий 4 и 10, и, для предотвращения преждевременного выхода подшипника из строя, при проведении ТО-2 отверстия необходимо очищать от загрязнений.

Наличие постоянной течи из контрольного отверстия 10 дренажной полости говорит о потере герметичности уплотнения и необходимости замены водяного насоса.

Подшипник 11 удерживается от перемещения в корпусе водяного насоса фиксатором 3, который завернут до упора и закернен.

Подшипник с двумя защитными уплотнениями заполнен смазкой на предприятии-изготовителе и в процессе эксплуатации добавления смазки не требует.

На валик подшипника напрессована стальная, штампованная крыльчатка 8.

На переднем конце корпуса водяного насоса неподвижно на держателе установлена катушка электромагнита 12 электромагнитной муфты.

Ступица 1 крепления вентилятора установлена на валике подшипника водяного насоса на шариковом подшипнике.

При отсутствии напряжения на электромагните ступица 1 вместе с ведомым диском 13 разъединена со шкивом 2 и вращается свободно с небольшой угловой скоростью.

При подаче напряжения на электромагнит муфты ведомый диск 13, преодолевая усилие пластинчатых пружин 14, притягивается к шкиву 2 и ступица вентилятора начинает вращаться совместно со шкивом и валиком подшипника водяного насоса.

Когда напряжение с электромагнита муфты снимается, пластинчатые пружины 14 отводят диск 13 от шкива 2, разъединяя ступицу и шкив.

Подключение электромагнитной муфты к системе электрооборудования автомобиля осуществляется с помощью разъёма 5.

Подача напряжения на электромагнит муфты происходит по сигналу с блока управления через реле при повышении температуры охлаждающей жидкости свыше плюс 93 ± 2 °С, выключение — при снижении ниже плюс 91± 2 °с.

Основные параметры электромагнитной муфты:

  • 1. Напряжение питания—10,8...15В.
  • 2. Потребляемая электрическая мощность — не более 50 Вт.
  • 3. Передаваемый крутящий момент при напряжении 12 B — не менее 20 Нм (2 кгс м).
  • 4. Минимальное напряжение срабатывания — 10 В.
  • 5. Передаваемый крутящий момент при минимальном напряжении — не менее 11 Нм(1,1 кгс м).
  • 6. Зазор между ведомым диском и шкивом 0,2. . .0,5 мм.

Водяной насос с электромагнитной муфтой является неремонтируемым изделием.

При выходе из строя водяного насоса или электромагнитной муфты следует заменить весь узел в сборе.

Привод водяного насоса и генератора (без насоса ГУР) осуществляется поликлиновым ремнем 6РК 1275 от шкива коленчатого вала.

Передаточное число привода водяного насоса — 1,11.

Натяжение ремня осуществляется автоматическим натяжным устройством, которое обеспечивает необходимое натяжение ремня при его растяжении и демпфирование (гашение) возникающих в приводе колебаний.

В процессе эксплуатации натяжное устройство не требует обслуживания и регулировки.

Кроме устранения необходимости регулировки натяжения ремня применение автоматического натяжного устройства позволяет увеличить срок службы ремня привода агрегатов и срок службы подшипников водяного насоса, генератора и ролика натяжного устройства.

Замена насоса охлаждающей жидкости двигателя ЗМЗ-40524

Сливаем жидкость из системы охлаждения (смотрим статью – Замена охлаждающей жидкости).

Для лучшего подхода, снимаем радиатор (смотрим статью – Снятие радиатора).

Конструкция, замена водяного насоса двигателя ЗМЗ-40524

Ослабляем хомут крепления отводящего шланга радиатора

Конструкция, замена водяного насоса двигателя ЗМЗ-40524

Снимаем отводящий шланг с патрубка водяного насоса

Конструкция, замена водяного насоса двигателя ЗМЗ-40524

Ослабляем хомут крепления шланга к термостату

Конструкция, замена водяного насоса двигателя ЗМЗ-40524

Ослабляем хомут крепления шланга трубки забора охлаждающей жидкости

И снимаем шланги с патрубков водяного насоса

Конструкция, замена водяного насоса двигателя ЗМЗ-40524

Снимаем ремень привода вспомогательных агрегатов (смотрим статью - Замена ремня)

Конструкция, замена водяного насоса двигателя ЗМЗ-40524

Выворачиваем болт крепления корпуса водяного насоса

Конструкция, замена водяного насоса двигателя ЗМЗ-40524

Отворачиваем верхнюю гайку

Конструкция, замена водяного насоса двигателя ЗМЗ-40524

Выворачиваем нижний болт

Конструкция, замена водяного насоса двигателя ЗМЗ-40524

Отворачиваем нижнюю гайку крепления водяного насоса

Конструкция, замена водяного насоса двигателя ЗМЗ-40524

Выворачиваем болт крепления насоса со стороны выпускного коллектора

Конструкция, замена водяного насоса двигателя ЗМЗ-40524

Снимаем водяной насос в сборе с электромагнитной муфтой привода вентилятора радиатора системы охлаждения двигателя

Конструкция, замена водяного насоса двигателя ЗМЗ-40524

Снимаем прокладку и очищаем поверхность от остатков прокладки

Вид водяного насоса

Водяной насос продается вместе с электромагнитной муфтой

Устанавливаем детали в обратной последовательности.

Перед установкой насоса нужно нанести герметик на сопрягаемые поверхности.

Заливаем охлаждающую жидкость.

Проверка электромагнитной муфты водяного насоса

Проверить вращение ступицы крепления вентилятора. Вращение ступицы должно быть свободным.

При задевании ведомого диска за торец шкива, заедании подшипника ступицы или большом люфте подшипника ступицы - заменить водяной насос в сборе с муфтой.

Для проверки максимального передаваемого момента муфтой закрепить водяной насос за шкив и с помощью динамометрического ключа установить момент, при котором ступица повернется относительно шкива при подаче напряжения питания на муфту 10 В и 12 В.

Момент должен быть не менее 1,1 кгс м и 2,0 кгс м соответственно.