Микропроцессорная система управления бензиновым двигателем внутреннего сгорания ЗМЗ-40524.10 предназначена:

  • - для обеспечения оптимальной работы двигателя на всех режимах с учетом топливной экономичности, выбросов токсичных веществ в отработавших газах, пусковых и ездовых качеств автомобиля;
  • - для автоматизированного контроля технического состояния двигателя и элементов системы управления, ответственных за выполнение норм по токсичности, а также проведения внешней диагностики в соответствии с требованиями EOBD (European On-board Diagnostics — европейская бортовая диагностика).
Принципиальная схема системы питания и управления: 1 - запорный клапан; 2 - адсорбер; 3 - клапан продувки адсорбера; 4 - топливная рампа форсунок; 5 - катушка и свеча зажигания; 6 - датчик фазы; 7, 9 - датчики концентрации кислорода; 10 - модуль педали акселератора; 11 - погружной топливный насос; 12 - дроссельный узел; 13 - датчик давления в баке; 14 - датчик массового расхода воздуха; 15 - блок управления; 16 - диагностический разъем; 17 - диагностическая лампа; 18 - иммобилизатор; 19 - CAN

Особенностью системы управления двигателем ЗМЗ-40524 является:

  • - применение дроссельного модуля с электродвигателем, позволяющего регулировать положение дроссельной заслонки электронным способом для получения оптимальной смеси и требуемой характеристики протекания крутящего момента на автомобиле;
  • - применение бессливного топливопровода в сборе с форсунками с рабочим давлением в магистрали (400±8 кПа), для уменьшения испарений паров бензина.
  • - применение индивидуальных катушек зажигания, для уменьшения уровня помех;
  • - внедрение системы бортовой европейской диагностики ЕОВВ, контролирующей техническое состояние компонентов системы, ответственных за превышение предельных значений вредных веществ в отработавших газах автомобиля.

Датчики и узлы системы управления, размещенные на двигателе

Датчик синхронизации (положения коленчатого вала двигателя) DG-6K0 261 210 302 Bosch (40904.3847010) или аналогичный, индуктивного типа, размещен на крышке цепи вблизи шкива коленчатого вала.

Комплексная микропроцессорная система управления двигателем ЗМЗ-40524

Формирует электрический сигнал при взаимодействии магнитного поля датчика со специальным зубчатым диском (60-2 зуба), установленным на шкиве коленчатого вала.

Взаимная ориентация диска синхронизации и датчика такова, что момент прохождения осью датчика сбега двадцатого зуба диска синхронизации соответствует нахождению поршня первого и четвертого цилиндров в верхней мертвой точке

Отсчет номера зуба — от пропуска в направлении, противоположном вращению коленчатого вала двигателя.

Датчик предназначен для определения блоком управления углового положения и частоты вращения коленчатого вала двигателя.

Датчик фазы (положения распределительного вала) PG-3,8 0232103048 Bosch (40904.3847000) или аналогичный, на эффекте Холла, размещен на головке цилиндров.

Комплексная микропроцессорная система управления двигателем ЗМЗ-40524

Формирует сигнал при взаимодействии магнитного поля датчика с отметчиком (отогнутая пластина), установленном на выпускном распределительном вале.

Момент начала формирования сигнала датчиком фазы, при наличии совпадения сбега первого зуба диска 60-2 с осью датчика синхронизации, свидетельствует о начале такта сжатия в первом цилиндре

Отсчет номера зуба — от пропуска в направлении, противоположном вращению коленчатого вала двигателя (см. датчик положения коленчатого вала).

Датчик фазы предназначен для определения блоком управления фазы рабочего цикла в цилиндрах двигателя.

Дроссельный модуль с электроприводом и датчиком положения дроссельной заслонки ETB TS A2C5 330 30 ф. Siemens (40624.1148090). 

Комплексная микропроцессорная система управления двигателем ЗМЗ-40524

Привод — двигатель постоянного тока напряжением бортовой сети, датчик положения заслонки — магниторезистивный (двухканальный).

Дроссельный модуль размещен на впускной трубе.

Дроссельный модуль предназначен для управления наполнением воздухом цилиндров двигателя на режимах пуска, прогрева, холостого хода, при включении/выключении внешних потребителей мощности, на различных нагрузках — с целью оптимизации крутящего момента.

Датчик предназначен для определения блоком управления углового положения дросселя.

Датчик температуры охлаждающей жидкости (температурного состояния двигателя) TF-W0 280 130 093 Bosch или аналогичный, (40904.3828000).

Комплексная микропроцессорная система управления двигателем ЗМЗ-40524

Датчик размещен на корпусе термостата.

Датчик предназначен для измерения блоком управления температуры охлаждающей жидкости двигателя.

Датчик детонации KS-4-S0 261 231 176 Bosch (40904.3855000) или аналогичный, пьезоэлектрический, размешен на блоке цилиндров со стороны впускной системы, в зоне 4-го цилиндра.

Комплексная микропроцессорная система управления двигателем ЗМЗ-40524

Датчик предназначен для выявления блоком управления детонационного сгорания в двигателе.

Катушки зажигания ZS-K-1x1 0 221 504 027 Bosch (40904.3705000*) или аналогичные, индивидуальные, четыре, трансформаторного типа, установлены на крышке клапанов.

Комплексная микропроцессорная система управления двигателем ЗМЗ-40524

Предназначены для формирования энергии высокого напряжения на свечи зажигания.

Комплексная микропроцессорная система управления двигателем ЗМЗ-40524

Свечи зажигания DR17YC Bosch или аналогичные, малогабаритного исполнения, с помехоподавительным резистором, четыре, ввернуты в головку цилиндров по центру камер сгорания

Топливная рампа (топливопровод распределительный) с форсунками электромагнитными ZMZ6354 (DEKA1D) Siemens в сборе (40624.1100010*).

Топливная рампа двигателя ЗМЗ-40524 с форсунками: 1 - защитный колпачок резьбового штуцера; 2 - топливная рампа; 3 - штуцер подсоединения подводящего топливопровода; 4 - держатель подводящего топливопровода; 5 - форсунка; 6 - уплотнительное кольцо форсунки

Размещение на впускной трубе. Рампа бессливная, стальная, со штуцером под быстроразъемное соединение.

Топливная рампа предназначена для подачи топлива в цилиндры двигателя.

Датчики и узлы управления, размещенные на автомобиле

Датчик массового расхода воздуха ДМРВ 20.3855-10 (HFM62C/19 Siemens), термоанемометрический, пленочный, размещен между воздушным фильтром и дроссельным патрубком двигателя.

Комплексная микропроцессорная система управления двигателем ЗМЗ-40524

ДМРВ предназначен для определения блоком управления расхода воздуха (наполнения цилиндров) двигателя.

В ДМРВ встроен датчик температуры, терморезистивного типа.

Датчик предназначен для измерения блоком управления температуры воздуха на впуске.

Датчики концентрации кислорода

Комплексная микропроцессорная система управления двигателем ЗМЗ-40524

Датчики кислорода (лямбда-зонды) OSP+ 25368889 ф. Delphi, два, циркониевые, с управляемым электроподогревом.

Комплексная микропроцессорная система управления двигателем ЗМЗ-40524

  • - (1) основной лямбда-зонд, размещен до нейтрализатора, на приемной трубе выхлопной системы автомобиля.

Предназначен для определения блоком управления состава смеси до нейтрализатора (на выпуске двигателя).

  • - (2) дополнительный лямбда-зонд, размещен в корпусе нейтрализатора, на его выходе.

Предназначен для определения блоком управления состава смеси после нейтрализатора.

Цепи подогрева датчиков кислорода управляются непосредственно от блока управления.

Модуль педали газа 6PV010 033-00 ф. Hella, размещение в салоне автомобиля.

Комплексная микропроцессорная система управления двигателем ЗМЗ-40524

Предназначен для задания водителем нагрузки двигателя.

В механизм педали встроен датчик положения педали, потенциометрический, двухканальный.

Предназначен для определения блоком управления положения педали акселератора.

Датчик неровной дороги 2123.1413130-0З или 28.3855000, пьезоэлектрический, размещен на кузове автомобиля, в районе амортизационных стаканов передней подвески.

Комплексная микропроцессорная система управления двигателем ЗМЗ-40524

Датчик измеряет ускорение, возникающее при движении автомобиля по неровной дороге.

Датчик предназначен для выявления блоком управления колебаний кузова автомобиля, передающихся на трансмиссию.

Датчик скорости автомобиля 343.3843 или АДС-6 НК, на эффекте Холла, размещение на приводе спидометра коробки передач.

Комплексная микропроцессорная система управления двигателем ЗМЗ-40524

Предназначен для измерения блоком управления скорости автомобиля.

Адсорбер паров бензина 21103-1164010 с клапаном продувки 21103-1164200, электромагнитным, размещение в подкапотном пространстве автомобиля.

Предназначен для улавливания топливных паров из бензобака и их аккумулирования в адсорбере.

По команде от блока управления, клапан коммутирует магистраль, соединяющую адсорбер и впускную трубу двигателя (подвод — через штуцер, за дроссельный модуль).

Клапан предназначен для продувки (регенерации) адсорбера.

Модуль погружного бензонасоса с электроприводом, регулятором давления топлива (400±8 кПа), фильтром грубой очистки и датчиком уровня топлива, размещение в бензобаке автомобиля

Комплексная микропроцессорная система управления двигателем ЗМЗ-40524

Модуль предназначен для поддержания постоянного давления топлива в магистрали.

Фильтр тонкой очистки топлива, 315195-1117010 (ФТО15-1117010) или 315195-1117010-01 (НФ-014-Т), размещение в топливной магистрали, между модулем бензонасоса и топливной рампой.

Комплексная микропроцессорная система управления двигателем ЗМЗ-40524

Фильтр предназначен для отсева частиц в топливе.

Датчик включения сцепления 15.3720, переключатель, коммутирует напряжение бортовой сети +12 В, в качестве признака о включении сцепления, на блок управления, размещение на педали сцепления.

Предназначен для идентификации блоком управления момента включения/выключения передачи для определения режима работы двигателя (холостой ход, включенная трансмиссия) и параметров управления дроссельной заслонкой.

Датчик тормоза 21.3720, переключатель двухканальный, размещение на педали тормоза.

Коммутирует одновременно два сигнала при нажатии на педаль тормоза:

  • - разрывает цепь напряжения бортовой сети +12 В на блок управления (признак о нажатии на педаль тормоза),
  • - коммутирует подачу напряжения бортовой сети +12 В на «стоп-лампу» и на блок управления (признак включения «стоп-лампы»).

Датчик предназначен для обеспечения блоком управления функции мониторинга безопасности управления дроссельной заслонкой.

Диагностический разъем — 16-ти контактный OBD-II J1962 разъем, размещение в салоне автомобиля на кронштейне педали акселератора.

Разъем предназначен для обеспечения информационного обмена блока управления с диагностическим оборудованием по однопроводной линии связи K-line в соответствии с ISO9141-2.

В памяти блока управления сохраняются параметры эксплуатации автомобиля и информация по неисправностям в виде кодов неисправности, доступная для считывания диагностическим оборудованием через разъем диагностики.

Реле электромагнитные, размещение в подкапотном пространстве автомобиля, 90.3747000 -10 или другого типа.

Реле: 1 - главное реле системы управления двигателем; 2 - реле электромагнитной муфты включения вентилятора системы охлаждения; 3 - реле топливного насоса; 4 - реле стартера

Предназначены для коммутации напряжения бортовой сети автомобиля по команде от блока управления:

  • - (Главное) — на исполнительные механизмы, датчики системы управления и блок управления
  • - (Бензонасоса) — на электропривод погружного бензонасоса;
  • - (Муфты вентилятора) — на электромагнитную муфту привода вентилятора системы охлаждения.

Индикатор диагностики — лампа, желтого (оранжевого) цвета с символом мотора, размещение на панели приборов автомобиля.

Индикатор предназначен для индикации нарушений в функционировании системы управления и выполнения функций бортовой диагностики EOBD.

Индикатор неисправности функционирует в трех режимах:

  • - выключен (отсутствие неисправностей);
  • - непрерывное свечение (наличие неисправностей) — серьезные нарушения, влияющие на выбросы токсичных веществ и функции управления, требующие устранения;
  • - проблесковая индикация (0,5 сек — включение, 0,5 сек — выключение) — при регистрации недопустимого уровня пропусков зажигания с последующим отключением подачи топлива в цилиндр двигателя (непрерывное свечение), указывающая на немедленную остановку автомобиля для предотвращения повреждения нейтрализатора и нарушения безопасности движения.

При включении зажигания, индикатор должен включиться, и в случае не обнаружения бортовой диагностикой неисправностей, погаснуть через 3...5 сек.

Отсутствие индикации лампы перед запуском двигателя указывает о нарушениях в цепи управления индикатором, что недопустимо при эксплуатации.

Дальнейшее свечение индикатора после включения замка зажигания указывает на наличие неисправностей.

Пуск двигателя и движение автомобиля при свечении лампы неисправности, в целях предотвращения повреждения нейтрализатора или нарушения функций управления, без предварительной диагностики системы нежелательно

Блок управления 371.3763 Микас 11ЕТ, микропроцессорный, размещение в подкапотном пространстве автомобиля.

Комплексная микропроцессорная система управления двигателем ЗМЗ-40524

Исполнение блока управления может меняться, в зависимости от комплектации автомобиля.

Жгут проводов системы управления, 3302-3761581 или иного наименования, в зависимости от комплектации автомобиля.

Система управления предотвращает аварийные режимы работы:

  • - превышение максимальной частоты вращения коленвала (за исключением принудительной прокрутки двигателя) — путем отключения подачи топлива в цилиндры,
  • - детонационное сгорание,
  • - поддерживает в границах рабочего диапазона температуру охлаждающей жидкости, управляя работой электромагнитной муфты вентилятора,
  • - определяет пропуски зажигания и рассчитывает температуру отработавших газов на выходе из двигателя, с последующим отключением топливоподачи в неисправном цилиндре при достижении предельного значения пропусков,
  • - рассчитывает температуру нейтрализатора, и в случае превышения порогового значения температуры, обогащает топливовоздушную смесь (при нормальной работе цилиндров двигателя),
  • - регистрирует и сохраняет в памяти информацию об условиях аварийной работы.

Система управления обеспечивает возможность движения автомобиля при неисправных датчиках, без гарантии сохранения паспортных характеристик двигателя и автомобиля:

  • - при отказе датчика массового расхода воздуха,
  • - при отказе датчика температуры воздуха на впуске,
  • - при отказе датчика температуры охлаждающей жидкости,
  • - при отказе одного из датчиков положения электропривода дроссельной заслонки,
  • - при незначительных неисправностях электропривода дроссельной заслонки,
  • - при отказе одного из датчиков положения электрической педали акселератора,
  • - при отказе одного датчика кислорода (или цепи его нагревателя) — до нейтрализатора,
  • - при отказе датчика кислорода (или цепи его нагревателя) — после нейтрализатора,
  • - при отказе датчика детонации,
  • - при отказе датчика положения распределительного вала (переход на попарно-параллельный впрыск топлива и зажигание),
  • - при неисправности системы улавливания паров топлива и клапана продувки адсорбера,
  • - при отказе датчика скорости автомобиля,
  • - при неисправности одного из концевых выключателей тормоза,
  • - при неисправности выключателя педали тормоза,
  • - при неисправности концевого выключателя сцепления,
  • - при отказе реле муфты компрессора кондиционера,
  • - при отказе датчика неровной дороги.

При эксплуатации системы управления, обслуживание ее отдельных компонентов, в том числе блока управления, не предусматривается.

Восстановление нормального функционирования системы управления осуществляется заменой ее элементов.

Для диагностирования системы управления двигателем ЗМЗ-40524 применяется диагностический тестер АСКАН - 10 с программным модулем ПМ Микас 11 Евро 3 (DM11 E3) и соединительным кабелем OBDII.