Схема системы жидкостного охлаждения дизеля с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости от центробежного насоса показана на рисунке 1

Температуру охлаждающей жидкости в системе контролируют по указателю температуры, датчик которого установлен в задней части головки цилиндров.

Кроме того, в корпусе жидкостного насоса установлен датчик аварийного перегрева охлаждающей жидкости

Схема системы охлаждения двигателя: 1 - радиатор; 2 - пробка расширительного бачка; 3 - расширительный бачок; 4 - пароотводящая трубка расширительного бачка; 5 - датчик сигнализатора уровня охлаждающей жидкости; 6 - метки уровня охлаждающей жидкости; 7 - перепускной шланг; 8 - верхний шланг радиатора; 9 - сигнализатор аварийного уровня охлаждающей жидкости; 10 - сигнализатор аварийного перегрева охлаждающей жидкости; 11 - указатель температуры охлаждающей жидкости; 12 - датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 13, 15 - сливные краны; 16 - ремень привода жидкостного насоса; 17 - вентилятор; 18 - жидкостный насос; 19 - датчик сигнализатора аварийного перегрева охлаждающей жидкости; 20 - термостат

На автомобилях последних серий постройки вместо контрольного крана уровня жидкости в расширительный бачок установлен датчик сигнализатора контроля уровня охлаждающей жидкости 5.

Запрещается эксплуатация дизеля при загорании сигнализатора аварийного перегрева охлаждающей жидкости.

Температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения должна поддерживаться в пределах 75°- 95°С.

Открывая пробку расширительного бачка при перегреве двигателя, следует помнить, что возможно выбрасывание пара из горловины бачка, приводящее к ожогу лица и рук.

Для ускорения прогрева дизеля после пуска и автоматического регулирования температурного режима при различных нагрузках и температурах окружающего воздуха служит термостат с твердым наполнителем.

Жидкостной насос, вентилятор и генератор приводятся во вращение от шкива коленчатого вала дизеля при помощи двух клиновидных ремней.

Смазка «Литол-24» в подшипниковую полость корпуса насоса заложена при сборке насоса на заводе-изготовителе и не требует пополнения в течение всего периода эксплуатации дизеля.

Замена смазки производится только после разборки жидкостного насоса.

Приспособление для проверки клапанов пробки расширительного бачка и герметичности системы охлаждения дизеля: 1 - редуктор; 2 - баллон; 3 - кран; 4 - манометр; 5 - стакан; 6 - рамка; 7 - зажим; 8, 13 - двухходовые краны; 9 - регулировочный винт; 10 - индикатор; 11, 12 - клапаны - пробки соответственно паровой и воздушный; 14 - винтовой кран; А - к расширительному бачку; С - от воздушной магистрали

Проверка герметичности системы охлаждения дизеля и состояния клапанов пробки радиатора с помощью индикатора ДСО-2 (рис. 2).

В корпусе приспособления помещен поплавок, с помощью которого фиксируется момент срабатывания клапанов пробки расширительного бачка, отрегулированных на определенное давление.

При закрытых кранах 3, 13 создается давление в воздушном баллоне. С помощью редуктора оно устанавливается на 0,15-0,16 МПа.

Снятую с горловины расширительного бачка пробку закрепляют на стакане 5.

При перекрытии крана 8 воздух подается в верхнюю полость стакана.

Нижнюю полость стакана соединяют с индикатором с помощью крана 8. давление, действующее на паровой клапан, фиксируется манометром в момент поднятия поплавка в индикаторе.

Затем соединяют индикатор с нижней полостью стакана, а воздух подают из воздушного баллона в верхнюю полость и фиксируют давление, при котором открывается воздушный клапан пробки.

Для проверки герметичности системы охлаждения приспособлением ДСО-2 надо на горловину расширительного бачка вместо пробки установить насадку приспособления, соединенную с краном 3.

При закрытых кранах 3 и 13 редуктором создают давление 0,6-0,7 МПа и открывают кран 3.

По секундомеру и манометру следят за изменением давления в системе охлаждения.

Одновременно с проверкой герметичности системы можно проверить на работающем дизеле и состояние прокладки головки цилиндров.

Для этой проверки устанавливают минимальную частоту вращения коленчатого вала и наблюдают за показаниями манометра.

Колебание стрелки манометра свидетельствует о поступлении газов из цилиндров в систему охлаждения, т.е. о повреждении прокладки или самой головки цилиндров.